Гильдии театральных режиссеров и менеджеров России обратились с открытым письмом в минкульт

Сегодня на сайте Гильдии театральных режиссеров России появилось открытое письмо в Министерство культуры РФ, подписанное президентом Гильдии режиссеров Валерием Фокиным и президентом Гильдии театральных менеджеров России Анатолий Полянкин. Оба руководителя обратились в минкульт по поручению возглавляемых ими организаций.
«Думаем, вы согласитесь, – сказано в письме, – что ситуация, складывающаяся вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», максимально выявила ряд очень важных и, несомненно, болезненных проблем современной российской театральной культуры». И далее: «Не имеет смысл оспаривать тот факт, что в задачи сильного и дееспособного государства входит формирование общекультурной доктрины, но точно также бесспорно право режиссера на интерпретацию. Сама суть нашей профессии – в создании нового, оригинального произведения в соответствии с законами театра – в противном случае наша деятельность теряет всякий смысл».
«Достойны уважения заботы неравнодушной части культурного сообщества о том, чтобы лучшие образцы классической культуры избежали искажений, но не может не вспомнится, что подобные обвинения высказывались и в отношении тех, кто сейчас стал золотым фондом российского театра – Мейерхольду, Таирову, Вахтангову, Товстоногову, Эфросу, Любимову...», – напоминают сотрудникам минкульта уважаемые авторы письма, лидеры двух основных составляющих российского театрального сообщества – творческой и менеджерской. И настоятельно подчеркивают в финале: «Коллеги, мы убеждены, что для развития отечественной культуры будет губительно возвращение к не такой уж давней практике цензурирования. Что внутренняя ответственность художника за свое публичное высказывание, которой никто не отрицает, не может насаждаться насильственно, тем более посредством административного вмешательства, а может только воспитываться профессиональным сообществом, которое несет за него ответственность. Нас крайне настораживает, что некие ученые, о которых режиссерское сообщество не имеет никого понятия, вдруг взялись определять возможные границы интерпретации классики. Что само по себе не допустимо, так как свобода интерпретации – неотъемлемое право любого творческого человека. Также абсолютно понятно, что массовый успех или неуспех говорит лишь о доступности, кассовости произведения, а не о качестве оного. Убеждены, что, только соблюдая эти постулаты, мы сможем содействовать развитию культуры, а не ее консервации и музеефицированию».
Напомним, что несмотря на то, что оба дела – директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича и постановщика спектакля "Тангейзер" Тимофея Кулябина, возбужденные по части 2 статьи 5.26 КоАП РФ: «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение» были закрыты за отсутствием состава правонарушения, министерство культуры потребовало от создателей спектакля извинений перед некими оскорбленными верующими. В то время как ни один зритель из 7000 человек, находившихся в зале на четырех спектаклях "Тангейзер", которые были представлены в декабре и марте, не заявлял о том, что его чувства были оскорблены. Наоборот, все четыре спектакля, проходившие в аншлаговых залах, сопровождались долгими финальнами овациями. Тем не менее, 29 марта Борис Мездрич был снят с должности директора, а тут же занявший его кресло Владимир Кехман объявил о снятии спектакля "Тангейзер". Таким образом и министерство, и его назначенец полностью проигнорировали мнение профессионального сообщества, двашего спектаклю "Тангейзер" выскую оценку, назвавшую его мухыкальынми событием года и одним из гланых претендентов на национальную театральную премию "Золотая маска".

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30