Гильдии театральных режиссеров и менеджеров России обратились с открытым письмом в минкульт

Сегодня на сайте Гильдии театральных режиссеров России появилось открытое письмо в Министерство культуры РФ, подписанное президентом Гильдии режиссеров Валерием Фокиным и президентом Гильдии театральных менеджеров России Анатолий Полянкин. Оба руководителя обратились в минкульт по поручению возглавляемых ими организаций.
«Думаем, вы согласитесь, – сказано в письме, – что ситуация, складывающаяся вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», максимально выявила ряд очень важных и, несомненно, болезненных проблем современной российской театральной культуры». И далее: «Не имеет смысл оспаривать тот факт, что в задачи сильного и дееспособного государства входит формирование общекультурной доктрины, но точно также бесспорно право режиссера на интерпретацию. Сама суть нашей профессии – в создании нового, оригинального произведения в соответствии с законами театра – в противном случае наша деятельность теряет всякий смысл».
«Достойны уважения заботы неравнодушной части культурного сообщества о том, чтобы лучшие образцы классической культуры избежали искажений, но не может не вспомнится, что подобные обвинения высказывались и в отношении тех, кто сейчас стал золотым фондом российского театра – Мейерхольду, Таирову, Вахтангову, Товстоногову, Эфросу, Любимову...», – напоминают сотрудникам минкульта уважаемые авторы письма, лидеры двух основных составляющих российского театрального сообщества – творческой и менеджерской. И настоятельно подчеркивают в финале: «Коллеги, мы убеждены, что для развития отечественной культуры будет губительно возвращение к не такой уж давней практике цензурирования. Что внутренняя ответственность художника за свое публичное высказывание, которой никто не отрицает, не может насаждаться насильственно, тем более посредством административного вмешательства, а может только воспитываться профессиональным сообществом, которое несет за него ответственность. Нас крайне настораживает, что некие ученые, о которых режиссерское сообщество не имеет никого понятия, вдруг взялись определять возможные границы интерпретации классики. Что само по себе не допустимо, так как свобода интерпретации – неотъемлемое право любого творческого человека. Также абсолютно понятно, что массовый успех или неуспех говорит лишь о доступности, кассовости произведения, а не о качестве оного. Убеждены, что, только соблюдая эти постулаты, мы сможем содействовать развитию культуры, а не ее консервации и музеефицированию».
Напомним, что несмотря на то, что оба дела – директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича и постановщика спектакля "Тангейзер" Тимофея Кулябина, возбужденные по части 2 статьи 5.26 КоАП РФ: «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение» были закрыты за отсутствием состава правонарушения, министерство культуры потребовало от создателей спектакля извинений перед некими оскорбленными верующими. В то время как ни один зритель из 7000 человек, находившихся в зале на четырех спектаклях "Тангейзер", которые были представлены в декабре и марте, не заявлял о том, что его чувства были оскорблены. Наоборот, все четыре спектакля, проходившие в аншлаговых залах, сопровождались долгими финальнами овациями. Тем не менее, 29 марта Борис Мездрич был снят с должности директора, а тут же занявший его кресло Владимир Кехман объявил о снятии спектакля "Тангейзер". Таким образом и министерство, и его назначенец полностью проигнорировали мнение профессионального сообщества, двашего спектаклю "Тангейзер" выскую оценку, назвавшую его мухыкальынми событием года и одним из гланых претендентов на национальную театральную премию "Золотая маска".

«Эддингтон» с Хоакином Фениксом и Педро Паскалем: Почему новый фильм Астера не смог собрать хаос Америки в целое
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 октября 2025 - Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»
- 17 октября 2025 - Археологи нашли близ Усть-Луги старейшую «крепость» эпохи неолита — ее построили «пришельцы»
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
13 октября 2025, 18:17
-
06 октября 2025, 14:55