Мариинка 4-я, дальневосточная

31 марта 2015, 10:59
Версия для печати Версия для печати

Нынешняя весна ознаменовалась невиданной экспансией петербургских оперных театров. Михайловский театр под шумок вокруг опального «Тангейзера» поделился своим директором Владимиром Кехманом с Новосибирскими театром оперы и балета. А империя Валерия Гергиева, безо всяких видимых эксцессов, в ближайшее время и с большой вероятностью может прирасти дальневосточным филиалом в виде Приморского театра оперы и балета. Известна и цена вопроса — 150 миллионов рублей.

25 марта губернатор Приморского края Владимир Миклушевский выступил с ежегодным отчетом перед депутатами регионального Законодательного собрания. И, в частности, заявил следующее:

- На сегодняшний день президентом России принято важное решение – по сути, Приморский театр оперы и балета становится частью Мариинского театра. Сейчас окончательно решается вопрос финансирования. Валерий Гергиев возьмет шефство над нашим театром с тем, чтобы превратить его за короткий период времени в передовой центр оперы и балета мирового уровня в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

За словами «по сути» скрывается конкретное обоснование: в сети доступна «Пояснительная записка к проекту Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В нем есть абзац, гласящий: «...предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований: на создание филиала Мариинского театра в г. Владивостоке на базе Приморского театра оперы и балета в объеме 150,0 млн. рублей в рамках подпрограммы «Искусство».

Тем не менее, художественный руководитель Русского оперного дома (второе, неофициальное название Приморского театра оперы и балета), выпускник петербургской консерватории и композитор петербургской школы Антон Лубченко призывает не торопить события: вопрос возможного изменения статуса вверенного ему театра только прорабатывается, а без творческой помощи и наставничества Валерия Гергиева обойтись было бы трудно — театр еще не проработал и двух полноценных сезонов и создаётся в творческом смысле с нуля:

"Пояснительная записка не является сама по себе решением. Идея есть, и хорошо, если бы она как-то решилась, но говорить о каких-то результатах преждевременно. 150 миллионов рублей – это еще не бюджет, на них невозможно содержать театр. У нас сейчас бюджет в два раза больше и нам не хватает. Наша с Валерием Абисаловичем идея, которую мы проговаривали, не заключается в форме «филиал — не филиал»... Формат — наиболее удобный рычаг для сотрудничества, и мы его ищем... Мы говорим о том, как сейчас во Владивостоке при наличии уникального акустического зала и серьёзного театрального комплекса создать богатый репертуар — и как можно скорее. За неполные два года мы сделали двенадцать постановок, и это немало. С другой стороны, для города с 650-тысячным населением этого, конечно, недостаточно для постоянной наполняемости зала: за пять-шесть раз «Евгения Онегина» могут посмотреть все театралы.

Достаточно грустно читать в соцсетях ошибочные комментарии людей, которые не совсем в курсе ситуации и пишут о каком-то слиянии или поглощении. Существует русское исполнительское искусство и такой быстро развивающийся регион, как Приморский край, не должен существовать отдельно от культурной жизни страны. Сотрудничество с Мариинским театром поможет и творческим амбициям Приморского театра и балета, и его реальным возможностям.

Фактически я бы вообще не стал сейчас поднимать вопрос (создания филиала — ред.). Заметьте — вы не найдете ни одного материала на эту тему, который исходил бы от Мариинского или Приморского театра. Если это случится, то только в том формате, который полезен государству и нашему театру".

…Действительно, ведомство Валерия Гергиева воздерживается от каких-либо комментариев до возвращения маэстро в Петербург, которое произойдет через неделю. И это понятно — ситуация беспрецедентна. В случае формального подчинения Приморского театра Мариинскому мы получим настоящую театральную империю. К трем сценам Мариинского театра вместимостью 1600, 2000 и 1110 зрителей добавятся две современные и прекрасно оснащенные площадки во Владивостоке (1390 и 312 мест). И это без учета камерных залов Мариинки-2. А ведь существуют еще планы создания гостиниц Мариинского театра: по информации «Фонтанки» под эти цели театру переданы четыре здания в исторической части Санкт-Петербурга (Садовая, 61, Лермонтовский, 14 Б, Большая Подьяческая, 64 и Римского-Корсакова, 115). Если все получится, то, выражаясь поэтически, на мариинском небе никогда не будет заходить солнце: едва отзвучат последние аплодисменты на владивостокских представлениях, как они будут тотчас же подхвачены в другой части света — уже на дневных спектаклях. Пожалуй, это может стать достойным реваншем после неудачи, которая постигла Валерия Гергиева в процессе создания Национального центра искусств: проект, предусматривавший объединение Мариинского театра с Санкт-Петербургской консерваторией, Академией русского балета имени Вагановой и Российским институтом истории искусств, был обнародован в 2013 году и вызвал большой скандал.

Таким образом, сотрудничество театров, как бы оно ни было организационно оформлено, стратегически выгодно не только молодому Приморскому театру, но и мариинскому зубру. Потенциально Владивосток может стать центром притяжения для китайских, корейских и японских ценителей классической музыки, которые вполне могут составить мощный поток в рамках культурного и событийного туризма. Тогда мало какой мировой театр (не говоря уж об отечественных) сможет сравниться с Мариинским — хотя бы по объёму охваченной аудитории. Кстати, в этом году Валерий Гергиев стал художественным руководителем Pacific Music Festival в Саппоро. Как говорится, на ловца и зверь бежит.

Ну, а пока театральная жизнь идет своим чередом. Приморцы готовятся к масштабной премьере «Тоски» с корейским баритоном Ко Сон Хёном и Владимиром Галузиным — новая постановка увидит свет уже 4 апреля. Впереди много работы: согласно государственному заданию на этот год, Приморский театр оперы и балеты должен осуществить 150 «публичных показов спектаклей, театрализованных... и иных зрелищных программ» при стопроцентной доле зрителей, «удовлетворенных качеством услуги от общего числа опрошенных зрителей». Без помощи из Петербурга придется трудновато.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру» 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>