«Битва за Севастополь»: сколько раз увидел - столько раз убей

27 марта 2015, 11:25
Версия для печати Версия для печати

Второго апреля в широкий прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов, снятых к юбилею Победы – лента режиссёра Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь». Корреспондент «Фонтанки» побывал на предпремьерном показе и понял, что из всех проклятых вопросов самым страшным является этот – «Как мне всё развидеть назад?» 

Всё начиналось очень празднично и душевно. В фойе кинотеатра подтянуто вышагивали военные реконструкторы в форме времён Великой Отечественной. На них, приняв изящные позы, ласково глядели дамы в шляпках и платьях фасонов рубежа 30-40-х, а на импровизированной эстраде музыканты в тельняшках развлекали пожилых людей, организованно приехавших из одного из муниципальных образований. Были танцы. Затем организаторы показа сделали общий снимок на память и зрители под звуки «Прощания славянки» потянулись в кинозал, чтобы увидеть историю легендарного снайпера Людмилы Павличенко, уничтожившей 309 фашистов. Ничто не предвещало беды.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Лента не только является приношением отечественного кинематографа к очередной дате воинской доблести нашего народа. Это, по сути, последняя украинско-российская совместная кинопродукция, драматично завершённая на фоне происходящих между нашими странами событий. На Украине по понятным причинам оригинальное название изменили на «Незламна» («Несломленная»), сделали свои трейлеры со своими акцентами. «Мне 23 года, я такая же как ты… Вокруг меня смерть, впереди – неизвестность, а позади – вся моя жизнь. Холодные окопы вместо институтской скамьи… друзей война забирает первыми, а любовь тут превращается в страх. Но меня не сломать, я не предам свою страну и свой народ. За смелыми – будущее, а за теми, кто не отступит – победа», – проникновенно говорит голос за кадром и не вполне понятно, о какой именно войне идёт речь в украинском ролике.

Как бы там ни было, уже во время сеанса стало ясно, что идеологические посылы могут быть какими угодно, но смотреть фильм просто невозможно. Испытываешь чувство неловкости и вины перед героями ленты – выжившими и погибшими.

Официальный трейлер YouTube 20th Century Fox Russia  

Украинский оператор Юрий Король (зрителю известна его замечательная работа «Легенда. Людмила Гурченко» – последний телебенефис актрисы от украинского телеканала «Интер») снял сколь великолепную, динамичную картинку – с рапидной съёмкой, выразительными крупными планами – столь и безвкусную. Правильней всего это будет назвать глянцевым реализмом. А для войны глянец никак не годится. Подсознание всё равно протестует, не желая отдавать должное мастерски показанным вывороченным кишкам.

Похоже, создатели отдавали себе отчёт, что операторская работа – лучшее, что есть в «Битве», а потому дошли до крайностей. Часть фильма, показывающая Людмилу Павличенко непосредственно «за работой», по сути превращается в клип. Выстрелы в голову с неизменными фонтанчиками крови сопровождаются истошным вокалом Полины Гагариной, перепевающей Цоя: «Солнце моё, взгляни на меня». Колеблются былинки, на переднем плане – приклад автомата, грязные, с землёй, ногти героини, крупно взята божья коровка. Ярко. Смотрибельно. Хоть сейчас на журнальную иллюстрацию.

В фильме много экзальтации. Вот колоритная (даже очень колоритная) семья одесских евреев в трагический день 22 июня 1941 года присматривается к героине как к потенциальной невестке: кошерные фразочки и хиханьки удачно оттеняют подоспевшее трагическое событие. Вот Люда Павличенко и Элеонора Рузвельт на кухне Белого дома мажут свёклой щёки и губы. Вот карикатурный комиссар отчитывает неблагонадёжную Люду во время американского турне и ненавистно улыбается супруге президента. Вот подруга Людмилы, чей фронтовой жених погиб накануне «окопной» свадьбы, демонстрирует отчаяние с безумием. Вот сама снайпер, потерявшая двух любимых мужчин (третьего потеряет в конце фильма), намазывает на лоб красный крест и поднимается под прицелом немецкого визави, но успевает прикончить врага, а после ее сочащаяся кровью ладонь закрывает ему глаза и скользит по его свадебным фотографиям и усикам а-ля адольф гитлер. Всё избыточно, всё пошло, всё в лоб (простите за двусмысленность).

Ну и как водится в фильмах, снятых как если снимали бы клип, действие ленты разрознено, во многом нелогично, а сильные актёры Юлия Пересильд и Евгений Цыганов волей создателей в прямом смысле вынуждены делать хорошую мину при плохой игре. Пересильд особенно жалко. Сцены жёсткости и даже жестокости её героини, желающей убить врага не сразу, а так, чтобы помучился, разбавляются потоками глицериновых слёз, которые выглядят особенно фальшиво в сцене выступления девочки-пионерки, читающей стихотворение Константина Симонова про фашистов: «Так убей же хоть одного! /Так убей же его скорей! /Сколько раз увидишь его, /Столько раз его и убей!»

Многое становится понятным, когда знакомишься с творческими биографиями создателей. Вспоминается фраза про пирожника, взявшегося тачать сапоги. Режиссёр Сергей Мокрицкий гораздо больше известен, как оператор («Баязет», «Изображая жертву», «Секс, кофе сигареты»). Сценарист Егор Олесов только с этого фильма – сценарист. А так был композитором. Второй сценарист Леонид Корин с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения – ну что тут скажешь?

Вполне возможно, что съёмочная команда потратила пять миллионов долларов в расчёте на восприятие молодой аудитории, любящей, когда жёстко и красиво. Мнение же первых зрителей разделилось. Пожилые женщины из муниципального образования с одинаковыми гвоздичками и белыми пакетами, спеша к поданному автобусу, выразили одобрение, посетовав лишь на неподходящее, по их мнению, название ленты: «Нужно, чтобы в нём говорилось о женщине на войне». Иные настроения царили в среде людей среднего возраста: не все подслушанные оценки можно воспроизвести на страницах нашего издания.

Увидим ли мы в год 70-летия Победы «идеальный» фильм о войне? Подождём немного: у нас в запасе ещё остаются «А зори здесь тихие» режиссёра Рената Давлетьярова, которые стартуют в прокате 30 апреля. Надежда умирает последней.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>