«Мама, мама, мама, зачем теперь носки?»

24 марта 2015, 22:02
Версия для печати Версия для печати

Празднование приближающегося 70-летия Победы готовит нам много афишных сюрпризов. Одно из них — возрождение оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Премьера запланирована на 7 мая в Приморском театре оперы и балета, но у события отчётливый петербургский след: его инициатором стал руководитель театра во Владивостоке, выходец из нашего города Антон Лубченко, спектакль поставит режиссёр Юрий Александров и эта музыкальная история о подвиге лишившегося ног лётчика будет показана в Мариинском театре в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей».

Усиление патриотического вектора в общественной жизни нашей страны требует соответственного художественного оформления. Кинематограф и телевидение предлагает нам массу фильмов и сериалов заданной тематики — к сожалению, всё больше неудовлетворительного качества. Оперное искусство гораздо более консервативно и поддерживает идеологический фронт сочинениями, созданными в эпоху большого советского стиля и в последние десятилетия оказавшимися в незаслуженном забвении. И в этом есть большой плюс: как правило, это весьма качественная музыка. Желающие могли убедиться в высоком уровне материала, посмотрев постановку «Крым» того же Юрия Александрова в «Санктъ-Петербургъ опера». Мариинский театр представил концертное исполнение оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие...». И вот настало время для «Повести о настоящем человеке», которая умудрилась стать частью фольклора.

Видео YouTube ☠·KHALC(H)·TV·☠·

(Послушать отдельные арии и фрагменты из оперы можно здесь.)Скажем сразу: расхожая строка «Давайте отрежем Мересьеву ногу!» является апокрифом: в массовом сознании на не слышанную основной частью населения оперу наслоилась фривольная переделка текста под мелодию рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Впрочем, оригинальная сцена бреда главного героя Алексея ничуть не уступает домыслам. Вот отрывок из полного либретто оперы:

Алексей: Почему мои ноги крепко стянули верёвками?
Что делают у ног моих люди в белых халатах и страшных марлевых масках?
(Из темноты выступают 1-й и 2-й хирурги, в белых халатах и масках.)
1-й хирург: Резать не медля! Всё.
(Исчезает.)
2-й хирург: Давайте левую, левую. Всё! Всё!
Алексей: Ноги, ноги, мои ноги!

На смену хирургам приходит явление матери героя, которая сообщает, что связала любимому сыну носки. Сумеречность сознания сменяется горьким протрезвением: «Мама, мама, мама, зачем теперь носки?... Лётчик без ног — это птица без крыльев, жить и клевать еще может, но летать — никогда, никогда...».

Без сомнения, всякие хипстеры и критиканы, неспособные всмотреться в прекрасное, встретят «Повесть» иронически, как фарс. Взять хоть эпизод, когда лежащий в госпитале Комиссар вдохновляет Алексея на свершение подвига:

Комиссар (протягивая журнал): Алеша, глянь, тут о тебе написано.
Алексей: Не обо мне.
Комиссар: Это из прошлой войны. Читай, прямо для тебя. Об одном русском летчике, Карповиче: потерял он ногу, но летал, сражался.
(Алексей внимательно вчитывается)
Комиссар: Прочел? Ну, что скажешь?
Алексей: У него не было только одной ступни.
Комиссар: Одной ступни… Но ведь ты же советский человек!
Алексей: Он летал на «Фармане». Разве это самолет? Это этажерка.
Комиссар: Но ведь ты-то советский человек.
Алексей: На нем чего бы не летать: ни быстроты, ни ловкости не надо.
Комиссар: Однако ты всё же советский человек.
Алексей: Но ведь я же советский человек! Но ведь я же советский человек!

Напомним — это текст, который пропевают исполнители. Но определённой части «знатоков» чем попытаться вникнуть и постичь, гораздо легче ёрничать. Пусть — от настоящего искусства не убудет.

Страшнее, чем будущее оперы, было её прошлое. В 1948 году она была запрещена сразу же после закрытой генеральной репетиции — образа Комиссара оказалось недостаточно для отображения руководящей роли партии в этой героической истории. Кроме того, оперу упрекали в излишнем натурализме.

Сергей Прокофьев не дождался возвращения оперы на сцену. Но и потом «Повести» фатально не везло. В 1960-м году Большой театр обратился к сочинению Прокофьева, искромсав либретто и партитуру. В таком неполном виде опера шла и в Кировском театре. В 2005-м году Дмитрий Бертман поставил в «Геликон-опере» спектакль «Упавший с неба»: Алексей представал перед зрителем в образе лежащего в госпитале никому не нужного ветерана-инвалида. Вот что говорил режиссёр про свой спектакль, поставленный к 60-летию Победы и номинированный на «Золотую маску»: «Этим спектаклем мы пытаемся извиниться перед нашими дедушками, которые смогли отстоять на карте мира Россию, искренне обладая редким для нас качеством – патриотизмом. Они защитили наши семьи, они провели нас через геенну огненную истории. Эти герои сегодня упали с «неба почтения». Они живут недостойно своей славы. Да и славят их только формально, «к празднику».

Нынче, десять лет спустя, всё не так. Никаких отступлений от авторского оригинала быть не должно. Русский оперный дом (второе название Приморского театра), открывая александровской постановкой «Повести» фестиваль «На страже мира», анонсирует событие как мировую премьеру — по утверждению официального сайта театра опера будет представлена в полном и первоначальном виде. Выбор на Юрия Александрова пал не случайно: известный режиссёр в своё время дал новую жизнь другому шедевру Прокофьева, опере «Семён Котко», которая до сих пор идёт в Мариинском театре. Вот что режиссёр рассказал «Фонтанке»:

- После постановки «Котко» я понял, что все разговоры о «советскости» музыки Прокофьева — измышления критиков. И тогда же решил, что следующей постановкой должна стать «Повесть о настоящем человеке». Моё желание сделать это усилилось после того, как оппоненты моей постановки оперы «Крым» вспомнили о том, что Мариан Коваль (автор оперы «Севастопольцы», ставшей основой для «Крыма» – ред.) якобы занимался травлей Прокофьева. Но назвать это травлей сложно — свои шесть Сталинских премий Сергей Сергеевич получил. Полемика состояла в том, чтобы выяснить — для кого писать музыку? Для людей следующего поколения, как утверждали некоторые авторитеты той поры, или для людей, прошедших войну, которые хотят услышать что-то близкое им.

То, как изменился Прокофьев под действием этой полемики — тема для будущей диссертации какого-нибудь музыковеда. Композитор написал изумительную, мелодичную, потрясающую музыку. Мне хочется обязательно сыграть этот спектакль, я вижу в нем огромный человеческий, духовный и музыкальный потенциал.

У Приморского оперного театра есть амбиции: еще до постановки они договорились с Валерием Гергиевым о том, что этот спектакль будет представлен на фестивале «Звёзды белых ночей». Я пока не понимаю, как это может быть: мне предлагают для показа Мариинку-3, но спектакль по своей пластике и наполненности декорациями и механизмами не может быть представлен на этой сцене. Как минимум для постановки нужна Мариинка-2 и должны быть изготовлены дополнительные механизмы — в спектакле задействована солидная машинерия.

Речь идёт о гастролях этого спектакля в Москве, о больших европейских гастролях: агенты уже потирают ручки, потому что Европа этот материал не знает. Да и мы его не знаем, по существу.

Что же, совсем скоро поклонникам оперного искусства предоставится возможность увидеть новую жизнь «Повести о настоящем человеке». Первыми станут жители Владивостока: театр уже начал продажу билетов. Для знакомства с последней оперой Прокофьева нужно заплатить от 100 до 3000 рублей.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

 

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>