«Прорыв» в безмолвии
Вчера в Петербурге на Новой сцене Александринского театра прошла Шестая церемония вручения Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв». Практически в полной тишине. Режиссером церемонии выступил трижды лауреат премии «Прорыв» и в рейтинге сегодняшней режиссуры – специалист номер один по опытам с театральным языком в постдраматическую эпоху Дмитрий Волкострелов. Так что собственно ритуал, в данном случае, обладал самостоятельной эстетической и даже эстетской ценностью.
Номинационный совет осмотрел за год сто работ; жюри в составе московских и петербургских режиссеров, актеров, художников, критиков и под председательством режиссера, худрука Санкт-петербургского государственного драматического театра «Мастерская» Григория Козлова выбирало наилучших почти из двух десятков. По традиции, имена лучшего молодого актера, художника, режиссера, актера второго плана, а также лучшего театрального менеджера прошедшего сезона и должны были быть озвучены на церемонии.
«Без слов» – фигурировало большими буквами на здоровенном экране-заднике Новой сцены Александринского театра. Знатоки из публики подозревали, что это буквально: режиссером церемонии в этом году стал Дмитрий Волкострелов, а этот за слова отвечает, и за «без слов», очевидно, тоже. Ему самому премия «Прорыв» доставалась трижды, что заставило всех хвататься за голову. Одних – со словами «и где тут искусство?!» Других – потому что, «черт, Волкострелов опять лучший, но три премии – это жирно». Тогда оргкомитет (и в том числе учредители премии театр «Приют Комедианта», критики Жанна Зарецкая и Андрей Пронин) ввел правило «имени Волкострелова»: лауреатство – не больше двух раз. Иначе, согласитесь, комический эффект возникает.
Тогда Волкострелов взял да сделал саму церемонию «Прорыва» как спектакль, достойный отдельного разговора и, возможно даже, участия в конкурсе на профессиональную награду.
Номинанты – на сцене. Все разом, сидят рядами – этаким отраженным зрительным залом. Лицом, соответственно, к нам, настоящему зрительному залу. По бокам сцены – молодые люди обоих полов за столами; на столах ноутбуки и лампы.
Экран сообщает: «Элви Люсе Silver Streetcar for the orchestra». На сцене появляется человек с треугольником – одним из тех немногих музыкальных инструментов, на которых не хватило красивых иностранных названий. Ференц Лист в свое время первым написал отдельную партию для этого изогнутого металлического прута – но для концерта; в нашем случае треугольник звучал в одиночестве, наполняя тишину звонкой капелью. У таких пьес одна особенность: обывателю кажется, что и «я так могу сыграть». Видимо, это метафора отношения обывателя к современному искусству: хе, да и я так могу.
Минуте на десятой перезвона кто-то в зале нервно хихикнул; кто-то (судя по звуку) вознамерился свалиться со стула, – словом, публика добавила свою ноту в композицию.
Дальнейшую процедуру сопровождал живой оркестр – струнные и духовые.
Надо сказать, организаторы церемонии были весьма предупредительны. Все происходящее на сцене пояснялось буквами на экране. «Пролог»; «Действие первое»; «Явление первое»… Более того: письменно нас уведомляли: «Продолжительность не более 5 минут», «продолжительность около 3 минут». И никаких вам речей.
Всего шесть основных номинаций. Лица претендентов выхватывали камеры и транслировали «фасами» и «профилями» на экран. Титры, поясняющие, кого и за что, то ползли еле-еле, а то вдруг спешили. Еще бы разобраться, почему на церемонии «Оскар», когда показывают одновременно лица всех номинантов в ожидании объявления победителя – не смешно ни капли, а на «Прорыве» – смешно. Даже если номинант ровным счетом ничего не делает, а просто сидит. Впрочем, Илья Дель, уже бывший лауреатом, а теперь номинированный за роль Значительного лица («Шинель. Балет»; продюсерский центр КонтрАрт) делал значительное лицо.
Известно: если ружье на сцене – оно выстрелит (или, в контексте современного искусства, не выстрелит, или его кто-нибудь сопрет – вариантов много). Если на сцене люди за компьютерами – это, конечно, тоже неспроста.
В нужный момент, но неожиданно для зала, один из «компьютерных» берет со своего стола запечатанный конверт. Вскрывает – и печатает на компе (все транслируется на экран) имя победителя. «Актер второго плана»; на экране прыгает курсор и из-под него появляются буквы «Мэтью Мак…» Хе-хе! Публика раскололась, саечка за испуг. Курсор стирает набранное – и переписывает: «Григорий Чабан» (за роль Игнатия Ильича Шпигельского; спектакль «Все мы прекрасные люди»; театр им. Ленсовета). С места встает никакой не Григорий Чабан, а наоборот, Илья Дель, конкурент, молча подходит к компьютеру и печатает «Я так рад! Это мой друг». Зав.музеем Театра им. Ленсовета Вера Николаевна Матвеева из зала нарушает бессловесность церемонии: «Гриша сейчас в театре Ленсовета играет ту самую роль, за которую его наградили!». Аплодисменты.
«Лучший актер» – Максим Фомин (Арбенин в спектакле «Маскарад Маскарад»; театр «Приют комедианта») – бодро вышел к микрофону и молча потряс перед ним конвертом. Благодарственную речь (про будьте здоровы и счастливы) напечатал. «Лучшая актриса» Гала Самойлова (Акакий Акакиевич Башмачкин, спектакль «Шинель. Балет» продюсерского центра КонтрАрт) сообщила в письменном виде: «Я не придумала что писать извините спасибо» (пунктуация – авторская).
В качестве интермедии вручали призы спонсоров, а также спецприз экспертного совета премии «Прорыв». Слова «Настасье Хрущевой – композитору спектаклей Александринского театра и БДТ за музыкальный прорыв в драматическом театре» заискрились новогодними звездочками, выделив прекрасного лауреата из числа остальных. Почетную премию от учредителей «Прорыва» «За продвижение молодых талантов» получил Руслан Кудашов, главреж Большого театра кукол. Впрочем, «вручали» – громко сказано: ни одно ответственное лицо и не думало даже молча появляться на сцене с букетом; экран безмолвно инструктировал, что награжденные могут забрать подарки сейчас, а могут и после церемонии, «а она закончится уже скоро».
«Лучшим художником» стал Константин Соловьев (спектакль «Нос»; Лаборатория «ON.Театр»). Константин напечатал: «Олян кричи обещала» – из зала раздалось пронзительное обещанное женское «Костя молодееец!». И, разумеется, аплодисменты.
Екатерина Арсеньева, номинант премии "Прорыв" в номинации "Лучший молодой менеджер"
Фото: Сергей Николаев
Вместо победителя в главной номинации, «режиссер» (такой главной, что однажды в «Прорыве» ее решили никому не вручать) Максима Диденко («Шинель. Балет»; Продюсерский центр Контр.Арт) вышла барышня и письменно сообщила: «Очень благодарен жене. Знаете, прекрасная женщина». Барышня оказалось, конечно, той самой женой, а также Екатериной Арсеньевой, одной из претенденток на премию в номинации «Лучший молодой менеджер». Победили в которой – Даниил Пиктурный и Алексей Платунов (за проект «Remote Петербург» в обновленном БДТ). Они в четыре руки набрали «Писать вдвоем очень сорно» и погрузили публику в глубокое размышление над тем, что в данном случае имелось в виду.
Слова все же прозвучали, в самом конце, опять же с экрана. Они были не сказаны, а почти пропеты. И не по-русски, а по-французски. Старик Жан-Люк Годар в шляпе и с сигаретой, покачиваясь в такт своей декламации, прощался с Национальным театром Страсбурга, где Годар некоторое время преподавал. На экране появлялись белые буквы перевода, Годар делился свои видением чужого для него театрального мира, и становилось понятно, что суть театра всегда одинакова – он такой, какой есть – с его образами, неуслышанными посланиями, недосказанностью, счастьем и разочарованиями, с Арто и Мольером, которые причудливым образом соединяются в одном пространстве. Появляющаяся то и дело на экране заставка – слово ADIEU – отсылает к последнему по времени фильму живого классика кинематографа, «Adieu au Langage», «Прощай, слово» (в другом переводе, «Прощай, язык») – дерзкий эксперимент в отношении привычного киноязыка. И это весьма эффектная точка для режиссера Волкострелова, который только и делает, что разрушает привычные схемы языка театрального. Впрочем, в интервью по поводу фильма «Adieu au Langage», награжденного Призом жюри Каннского фестиваля в 2014 году, Годар настаивал на двойном значении слова adieu, напоминая, что в швейцарском кантоне Во это слово употребляется как приветствие.
Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»
P.S. Молодежное жюри премии "Прорыв", которое работает уже три года и состоит из студентов Петербурга, интересующихся театром, тоже определило своих победителей. Их предпочтения ни в одной номинации не совпали с решениями Основного жюри "Прорыва": лучший сценограф – Мария Трегубова – за создание сценографии к спектаклю «Алиса» (режиссер Андрей Могучий, БДТ им. Товстоногова), лучший режиссер – Денис Хуснияров – за постановку спектакля «Глазами клоуна» (Театр на Васильевском), лучший исполнитель роли второго плана – ИЛЬЯ ДЕЛЬ – за исполнение роли Значительного лица в спектакле «Шинель. Балет» (режиссер Максим Диденко, продюсерский центр «КонтАрт»), лучший актер – Сергей Волков – за исполнение роли Бертольта Брехта в спектакле «Кабаре Брехт» (режиссер Юрий Бутусов, Театр им. Ленсовета), лучший исполнитель женской роли – Александр Конев – за исполнение нескольких женских ролей в спектакле "Конформист" (режиссер Петр Шерешевский, Театр им.Малышицкого). А вот спецприз молодежное жюри, как и взрослое, присудили спектаклю "Жизнь за царя".
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны