Родина их не забудет

17 марта 2015, 14:34
Версия для печати Версия для печати

На канале «Россия» начался показ сериала Павла Лунгина «Родина» – нашей версии популярной американской многосерийной и даже многосезонной истории про военного, возвращающегося домой из плена и попадающего под колпак ЦРУ.

Казалось, «Родина» изначально была обречена — уже новость о начале съемок была встречена массовым «буу!». Давайте-давайте, мастера духовного кино с Петром Мамоновым, пересадите покадрово известный сюжет на нашу российскую почву – как это многие до вас делали. Единственное, что можно сказать в оправдание — бедное, зато свое. На уровне идеи — чистый Болливуд: вместо рыжего Броди — тертый калач Машков, вместо Кэрри Мэтисон звезда «Оттепели» Виктория Исакова.

По исполнению, однако, все оказалось совсем иначе. От американского оригинала (да и от предшествовавшей ему израильской мыльной оперы) фильм отличается — фактура на поверку оказывается сильнее любого сюжета. Уже титры с пробегающими эпизодами позднесоветской истории — Афганистан, Брежнев, Олимпиада, Перестройка, падение Берлинской стены – задают тон всему остальному повествованию. Наша «Родина» получилась не про суровое отечество, которое душит своих детей, чтобы выжить. А про фантомные боли, про цели, идеи и задачи, которые появляются из воздуха и которые каждый сам себе придумывает. У кого национальная безопасность, у кого семейные ценности, у кого духовные скрепы, у кого права и обязанности гражданина. У каждого, в общем, свой диагноз.

Видео YouTube Официальные трейлеры

Фактура в лунгинском сериале правда мощнее любого импортного сюжета: отечественные реалии слишком сильны, чтобы вот так безболезненно уложить на них свежепривезенную историю про освобожденного из плена. Внедряется, скажем, персонаж Андрея Мерзликина — депутат-меценат-бизнесмен, строитель госпиталей и военных городков, и «Родина» тут же сильно меняет свою нейтральную ласково-суровую физиономию, появляется в ней что-то такое невытравляемо наше, бандитское, из «Бумера», что ли. Да и суровость этой самой, которая березовым соком поила, приобретает свои, национальные особенности, на нее фактура тоже влияет. У спецслужб с военными уже не иезуитство, а простецкий такой гоп-стоп.

«Родина» вообще хороший пример национальной киноспецифики — когда работаешь с заимствованным сюжетом, она особенно отчетливо проявляется. Здесь все куда в большей степени зависит от актеров: ставка сделана не на мастерство в принципе, а на исполнителей. Особенно на премьера, Владимира Машкова со всем шлейфом его ролей — от героя-любовника из «Подмосковных вечеров» до «Григория Р», минуя Даву Марковича из «Ликвидации» и обаятельного криминального элемента из «Вора». На сермяжную суперменистость, в общем. На Сергея Маковецкого, обросшего бородой — с его специфическими интонациями и, опять же, шлейфом ролей профессуры всех мастей. На Викторию Исакову — это случай, пожалуй, исключительный. И после «Оттепели» было ясно, что появилась актриса экстраординарная, ну так там Тодоровский, у него и табуретка играет как Джек Николсон. Оказывается — не только в Тодоровском дело, тут – редкий случай отечественной идеальной киноактрисы, феноменально киногеничной и выразительной.

Лунгин в «Родине», конечно, работает с совершенным prêt-à-porter – готовым, заводского производства сюжетом, актерскими амплуа, ходами, идеями, образами. И действует скорее как компилятор, чем как сочинитель. В чем, конечно, нет никакого преступления и измены… ну да, «Родине». Это тоже вариант мастерства — идти проверенным (на собственной и чужой шкуре) путем, соединять в кадре уже бывавших партнерами актеров, пользоваться тем, что публика помнит их прошлые роли, аккуратно строить повествование с секретом на линейном действии и флэшбеках в «зинданное» прошлое. Такой вариант — тоже неплохо. На безрыбье и рак рыба — в сфере дикого школярства и дуболомного мифотворчества честная, профессиональным глазом скроенная по чужим лекалам, но с нашими, узнаваемыми деталями телеистория уже радует.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру» 

Удобрение для холодной мамы: Сарик Андреасян запустил франшизу «Простоквашино»

В полнометражной семейной кинокомедии «Простоквашино» Сарика Андреасяна точно воспроизведены многие ситуации и мизансцены из старых мультфильмов про троих друзей из Простоквашино, но буквальные цитаты разбавлены отсебятиной современного пошиба. Кроме того, сценаристам пришлось напридумывать дополнительных персонажей, чтобы было кем населить следующие фильмы франшизы.

Статьи

>