’удожника может обидеть каждый: Ђвеселые картинкиї ¬алерии √ай √ерманики

17 марта 2015, 03:39
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокат — пусть и ограниченный – вышел новый фильм ¬алерии √ай √ерманики «ƒа и да». ѕри всей одиозности фигуры режиссера это только втора€ полнометражна€ картина в ее творческой биографии. » она пр€мо-таки пугающе хороша. ’от€ пересказ еЄ сюжета «ƒа и да» ничего хорошего, кроме кошмара и пошл€тины, не сулит.

Ўкольна€ училка в исполнении јгнии  узнецовой (той, что сыграла жертву мента в балабановском «√рузе-200») живет с родител€ми-занудами, и как-то вечером сбегает из дома к знакомому по интернет-чату актуальному художнику. ¬любл€етс€ в него и открывает дл€ себ€ новую жизнь. „то ни пункт сюжета — страшный сон. ѕознакомились в чате — жди на экране убогой имитации виртуальной реальности. —овременный художник — ну сейчас нам покажут наркомана и пь€ницу, в придачу еще и со странност€ми. ¬любилась — лопни мои глаза, актеры начнут друг друга мазать друг друга карской и изображать на камеру творческий процесс.

“ак вот: все капканы сюжета «училка в мире богемы» √ерманика обходит играючи — чат мелькает на разбитом скрипучем мониторе, художник €вл€етс€ пь€ным подростком. Ѕогему представл€ет —ергей  агадеев – музыкант из группы «Ќќћ», нелепо скончавшийс€ в минувшем сент€бре, великан-чудик с бутылкой водки наперевес. јктуальное искусство вовсе спр€тано в кладовки и запасники. ќно здесь — только в лицах сн€вшихс€ в маленьких рол€х де€телей московской арт-тусовки: куратора »осифа Ѕакштейна, живописцев ¬иноградова и ƒубоссарского. Ќу и в самом фильме как €влении.

¬идео YouTube ivanovstas 

“алант √ермании — в своеобразии, это и так пон€тно. Ёта странна€ деваха, снимающа€ модное кино и позирующа€ дл€ гл€нца со своей собачкой (то ли „уней, то ли  узей), этакий ¬иктюк в юбке — образец дл€ пародистов, воплощенное пиршество дурного вкуса, на самом деле – возможно, единственный отечественный режиссер нашего времени со своим почерком, узнаваемым и выразительным. Ѕеда √ерманики-режиссера — только в чрезмерно пристальном внимании к ее персоне слишком широкой публики.

ѕосле ее игрового полнометражного дебюта «¬се умрут, а € останусь», получившего специальный приз жюри конкурса ««олота€ камера»  аннского кинофестивал€ и премию «Ќика» в категории «ќткрытие года», на режиссере повисла бирка «–усский Ћарри  ларк». √ерманика показала, что умеет складно показывать веселые картинки из школьных анкет, дневников, жевачек под партой и даже составл€ть из них стройное и достоверное повествование. ѕотом наступил телевизионный бум — начались «Ўколы» и « раткие курсы счастливой жизни», где кроме цепкости и увлекательности было ничего не разгл€деть. —похватились — а разбитна€ деваха уж тут как тут с серьезным, пугающе зрелым художественным во всех смыслах высказыванием. ”же не Ћарри  ларк, а кто покруче. Ќе ¬иктюк, но √ринуэй.

«ƒа и да» – вполне арт-объект. » это тем удивительнее, что в насквозь литературоцентричном русском кино, зав€занном на цепких фразочках и нравоучительных сюжетах, визуальность – редкий зверь. √ерманика же отважно строит свой фильм именно как изобразительный р€д. ¬ этом смысле лента и вправду – событие: сериальный оператор ¬севолод  аптур выдает совершенно неверо€тные в местном контексте коленца. «аливает ћоскву желтым и зеленым, держит камеру всю дорогу на сверхкрупных планах лиц, рук, ног. ѕреодолевает прит€жение снимаемого объекта — сотни раз виденных на экране улиц, гр€зных больниц, хрущевок, сквотов, мастерских – отрываетс€ от них легко и почти играючи.

ѕричем все это цельно, монолитно — из общей кислотно-дискотечной интонации «веселых картинок» не вываливаютс€ и вставные эпизоды-клипы. ƒа еще на песни групп «ѕикник» и «јгата  ристи». ѕоследний — вовсе в виде готической новеллы-сна главной героини, с рисованными 3D-волками. ¬ любом другом фильме такой рэди-мейд смотрелс€ бы дурновкусием, здесь же — выгл€дит вполне к месту. ¬ пестром наборе картинок и зарисовок не может быть ничего лишнего — он все€дный. “ем более не страдает фильм оттого, что из него дл€ российского проката выкинули весь мат — пару раз упом€нутое слово из трех букв.

¬ итоге, этот диско-трэш выводит и сам банальный сюжет про «художника трудно пон€ть, а обидеть может каждый», и тему любовной игры со случайным встречным за рамки стоеросовых словесных конструкций и традиций. √ерманика смогла преодолеть избитость высказывани€, сн€ть про то же, но очень новое и — ну, да, пожалуй, своЄ (хот€ судить трудно, свечку не держал). » дело тут не в училке, не в богеме, не в знании реальности (в чем можно было бы заподозрить бывшего документалиста), а в том, чем «ƒа и да», в конечном счете, и оказываетс€: в пестрых и разных цветах, в картинках. ¬ методе смотрени€ на мир. —кучном и убогом, через очки из подземного перехода (этот образ тут обыгран виртуозно) – или безумном, сквозь густо накрашенные гуталином ресницы. „ерез тр€сущийс€ объектив ручной камеры – или бесчисленные хитрые световые фильтры. — анимационными вставками – или без. » весь кайф — в возможности перепробовать эти способы за короткое врем€ и по сходной цене.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»
 

Ђ≈го портрет Ч в каждой работеї. ќткрылась посмертна€ выставка создател€ Ђѕетербургского ангелаї

Ђ‘онтанкаї побывала на персональной выставке скульптора –омана Ўустрова и узнала, как обсто€т дела с установкой пам€тника петербургской старушке

—татьи

>