
Мартовские фестивали высокого искусства: путеводитель «Фонтанки»

В ближайшие дни в Санкт-Петербурге будут проходить сразу два музыкальных фестиваля высокой пробы. Поклонники танцевального искусства с нетерпением ожидают начала фестиваля балета «Мариинский», а понимающая музыкальная публика готовится к посещению концертов фестиваля «От авангарда до наших дней. Продолжение 4». «Фонтанка» предлагает обзор предстоящих культурных событий.
«От авангарда до наших дней»
Этот музыкальный фестиваль, дарящий петербуржцам музыкальные раритеты и ставший настоящей машиной времени, воскрешающей забытые произведения композиторов 20 века, пройдет с 11 по 18 марта на разных городских площадках – и уже в 24-й раз. Среди организаторов и партнеров смотра – городской комитет по культуре, Мариинский театр, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургская филармония, Шереметевский дворец.
Все начнется 11 марта с открытия фотовыставки «Лики Петербурга» художника Василия Шишкина в Малом зале филармонии. В этот же день уже в Большом зале, в 20.00 фестиваль откроет общедоступный концерт, получивший название «Возвращённые премьеры». Билет будет стоить 200 рублей, в афише вечера – почти утраченные сочинения Алексея Животова (автор музыки к ленте 1955 года «Двенадцатая ночь» с Кларой Лучко), музыкального мистика Николая Обухова (двоюродный брат великой певицы Надежды Обуховой, скончавшийся в эмиграции во Франции), футуриста и авангардиста Артура Лурье.

Фото: Сайт фестиваля
12 марта в Малом зале филармонии – концерт камерной и хоровой музыки, в котором прозвучат сочинения Александра Мосолова и Игоря Воробьёва. 14 марта в лютеранской церкви святой Екатерины на Васильевском острове московская органистка Марина Воинова исполнит «Вечные предначертания» Оливье Мессиана, а также современные сочинения наших соотечественников, творящих ныне в Норвегии, США, Германии, Швеции.
15 марта нельзя не посетить замечательный концерт в Шереметевском дворце. Программа называется «Александр Глазунов и его эпоха» и границы ее широки – в этот вечер в дворцовых интерьерах будут звучать Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Сергей Рахманинов. Изюминка концерта – Торжественная кантата по случаю празднования столетия Павловского института для женского хора и двух фортепиано в восемь рук. Торжественность сменится лирическим настроением, чему будет способствовать звучание романсов Гречанинова, Черепнина, Ментера.
В этот же вечер в мультимедийном зале факультета свободных искусств и наук Петербургского университета настанет время для музыкальных экспериментов и, возможно, музыки будущего как таковой. В унисон с инструментами будут звучать компьютеры. Электронные звуки будут сочетаться с мультимедиаграфикой, кларнетом, фортепиано, саксофоном. А студенты консерватории исполнят импровизацию для ансамбля ноутбуков.
С полной афишей фестиваля можно познакомиться на его официальном сайте (http://www.avangardfest.ru/ru/previews/vozvrashchenie_/?lang=ru). Еще стоит сказать про закрытие фестиваля – оно обещает стать сенсационным. 18 марта в Эрмитажном театре будет представлена новая редакция оперы русского американца Владимира Дукельского «Барышня-крестьянка», единственная постановка которой состоялась в США в 1958 году.
Фестиваль балета «Мариинский»
Этот традиционный смотр пройдет на исторической и новой сценах Мариинского театра с 13 по 22 марта. В этом году он приобретет французские черты: в Санкт-Петербург приедут лучшие танцовщики балетной труппы Парижской Оперы. Но и нам будет, чем ответить на эту приятную экспансию.
Фестиваль начнется с премьеры сразу двух одноактных балетов, связанных общей идеей. Это «Бемби» на музыку Андрея Головина и «В джунглях» (композитор Александр Локшин). Публика увидит творения хореографа и танцовщика Мариинского театра Антона Пимонова 13 и 14 марта.
Далее нас ожидает череда блестящих выступлений приглашенных европейских звезд. Исаак Эрнандес из Национального балета Нидерландов выйдет в партии Базиля в «Дон Кихоте» 15 марта. 16 марта мы увидим виртуозную Се Ын Пак (Парижская опера) в образе Никии из «Баядерки». А 17 марта французская этуаль Орели Дюпон выйдет на сцену Мариинского театра в «Жизели».
19 марта состоится творческий вечер Виктории Терёшкиной, зрители увидят нашу звезду во втором действии «Легенды о любви», «Шахерезаде» и Grands pas из балета «Пахита».
21 марта Мариинский представит творческую мастерскую молодых хореографов, а завершится фестиваль гала-концертом петербургских звезд балета и солистов Опера де Пари.
Подробная афиша фестиваля размещена на официальном сайте Мариинского театра.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35