Серов — строгий, веселый, малознакомый

15 марта 2015, 23:55
Версия для печати Версия для печати

Выставка «Серов не портретист», одно из главных событий года в Русском музее, уже принимает посетителей в корпусе Бенуа и пользуется большой популярностью. Иначе и быть не могло. Мало того, что в Петербург приехало множество работ из Третьяковской галереи во главе с хитовым «Похищением Европы» – сама концепция экспозиции почти что вызывающая.

Мы справедливо считаем Валентина Серова одним из ведущих российских мастеров портрета, но сам художник не скрывал досады от того, что его работы, выполненные в других жанрах, оказались не на виду. Что ж, теперь мастер может спать спокойно: публика всё оценила.

Более 250 работ из собраний Русского музея, Третьяковки, музея-квартиры Исаака Бродского и частных коллекций, выставленных в корпусе Бенуа, требуют от посетителей значительных физических усилий: на сколько-нибудь вдумчивый осмотр экспозиции нужно потратить как минимум пару часов. Внимание публики фокусируют два «якоря». В самом дальнем зале, ставя логическую точку, восхищённые взоры собирает «Похищение Европы», от которой устроителями почти к входным дверям проведена мысленная диагональ. Здесь в виде большого подсвеченного слайда представлена доселе неизвестная широким массам картина Валентина Серова и Константина Коровина «Хождение Христа по водам», написанная для приходской церкви Костромской мануфактуры Павла Третьякова и его родственника Василия Коншина.

Рассказывает ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Русского музея, куратор выставки «Серов не портретист» Владимир Круглов:

- Мы сочли возможным познакомить посетителей с этой работой в таком не очень характерном виде. Видно, что у полотна был оторван угол, заметно, что кто-то пытался счищать красочный слой, но, видимо, был остановлен. После пребывания в церкви, картина в руинированном состоянии была передана в костромской музей, а уже оттуда попала к нам. Полотно долгие годы хранилось накатанным на вал, его законсервировали. Перед реставраторами теперь стоит сложная задача — определить достоверный состав всех наслоений, чтобы в процессе реставрации бережно их удалить, не навредив самой картине.

Но и в виде слайда «Хождение по водам» производит большое впечатление — весьма непривычно воспринимать Валентина Серова как религиозного художника. И это только одна из граней его творчества. В тени серовских портретов оставались его исторические сюжеты, ню, пейзажи, анималистические зарисовки. Возможно, дело в том, что художник не считал нужным следовать за модой и угождать вкусам и требованиям покупателей живописи, он предъявлял к себе очень строгие требования и эта строгость, сдержанная эмоциональность очень хорошо заметны, если сравнивать работы Серова и, скажем, Левитана.

Искусствоведы, изучая наследие художника, уже давно отказались от однозначной трактовки и наклеивания «этикеток». Серов — это и самобытный представитель русского импрессионизма, так отличающегося от французского. Его письмо эскизно, для него характерен широкий динамический мазок. В то же время мы замечаем в его работах и отчетливые следы модерна, а портрет Иды Рубинштейн стал одним из образцов этого стиля в русском изобразительном искусстве. Символистские поиски, образцы, характерные для неоклассицизма — все это тоже представлено на выставке в корпусе Бенуа.

Выставку «Серов не портретист» необходимо посетить еще и потому, что значительную часть работ невозможно найти в интернет-галереях, и неизвестно, когда раритеты будут выставлены в следующий раз. Когда вы будете на выставке, обратите внимание и на карандашные наброски и иллюстрации — они выполнены художником с той же честностью, что и живописные полотна: в поточном производстве Серова упрекнуть никак нельзя.

Прекрасные пейзажи («Зима в Абрамцеве», «Татарская деревня в Крыму», «Осенний вечер. Домотканово») разбавлены прямо-таки медитативными работами «Мальчик на пляже» и «Баба в телеге». Любители животных умилятся «Собаке Пиратке» и иллюстрациям басен Крылова. Серов предстанет перед посетителями как театральный художник (эскизы декораций к опере «Юдифь» в Мариинском театре и к балету «Шахерезада» в Гранд Опера). А еще — очень неожиданно — Валентин Серов развеселит публику шаржами на выдающихся современников: князя Щербатова, Иду Рубинштейн, Игоря Грабаря и других (мне особенно запомнилась певица Фёкла Литвинова в образе Брунгильды). Акварельные пейзажи Флоренции и Переславля-Залесского, иллюстрации для журнала «Детский отдых», потрясающий офорт для журнала «Мир искусства» – здесь можно увидеть так много неожиданного и удивительного. Особо потрясённые любители искусства смогут приобрести каталог «Серов не портретист» и правильно сделают: эта выставка имеет все шансы войти в разряд исторических.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке

Русский музей впервые за 25 лет показывает в Михайловском замке работы Василия Садовникова (1800 — 1879). Мастер акварели родился в семье дворовых крепостных княгини Натальи Голицыной. Именно она была прототипом графини Томской в пушкинской «Пиковой даме», и лишь после её смерти художник в 1838 году получил вольную. А затем работу Садовникова на выставке в Академии художеств увидел Николай I, и всё завертелось: благодаря монаршему покровительству и частным заказам появились десятки воздушных, точных видов Петербурга и пригородов, а также современных Таллина, Каунаса и Вильнюса, дворцовых интерьеров.

Статьи

>