
Серов — строгий, веселый, малознакомый

Выставка «Серов не портретист», одно из главных событий года в Русском музее, уже принимает посетителей в корпусе Бенуа и пользуется большой популярностью. Иначе и быть не могло. Мало того, что в Петербург приехало множество работ из Третьяковской галереи во главе с хитовым «Похищением Европы» – сама концепция экспозиции почти что вызывающая.
Мы справедливо считаем Валентина Серова одним из ведущих российских мастеров портрета, но сам художник не скрывал досады от того, что его работы, выполненные в других жанрах, оказались не на виду. Что ж, теперь мастер может спать спокойно: публика всё оценила.
Более 250 работ из собраний Русского музея, Третьяковки, музея-квартиры Исаака Бродского и частных коллекций, выставленных в корпусе Бенуа, требуют от посетителей значительных физических усилий: на сколько-нибудь вдумчивый осмотр экспозиции нужно потратить как минимум пару часов. Внимание публики фокусируют два «якоря». В самом дальнем зале, ставя логическую точку, восхищённые взоры собирает «Похищение Европы», от которой устроителями почти к входным дверям проведена мысленная диагональ. Здесь в виде большого подсвеченного слайда представлена доселе неизвестная широким массам картина Валентина Серова и Константина Коровина «Хождение Христа по водам», написанная для приходской церкви Костромской мануфактуры Павла Третьякова и его родственника Василия Коншина.
Рассказывает ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Русского музея, куратор выставки «Серов не портретист» Владимир Круглов:
- Мы сочли возможным познакомить посетителей с этой работой в таком не очень характерном виде. Видно, что у полотна был оторван угол, заметно, что кто-то пытался счищать красочный слой, но, видимо, был остановлен. После пребывания в церкви, картина в руинированном состоянии была передана в костромской музей, а уже оттуда попала к нам. Полотно долгие годы хранилось накатанным на вал, его законсервировали. Перед реставраторами теперь стоит сложная задача — определить достоверный состав всех наслоений, чтобы в процессе реставрации бережно их удалить, не навредив самой картине.
Но и в виде слайда «Хождение по водам» производит большое впечатление — весьма непривычно воспринимать Валентина Серова как религиозного художника. И это только одна из граней его творчества. В тени серовских портретов оставались его исторические сюжеты, ню, пейзажи, анималистические зарисовки. Возможно, дело в том, что художник не считал нужным следовать за модой и угождать вкусам и требованиям покупателей живописи, он предъявлял к себе очень строгие требования и эта строгость, сдержанная эмоциональность очень хорошо заметны, если сравнивать работы Серова и, скажем, Левитана.
Искусствоведы, изучая наследие художника, уже давно отказались от однозначной трактовки и наклеивания «этикеток». Серов — это и самобытный представитель русского импрессионизма, так отличающегося от французского. Его письмо эскизно, для него характерен широкий динамический мазок. В то же время мы замечаем в его работах и отчетливые следы модерна, а портрет Иды Рубинштейн стал одним из образцов этого стиля в русском изобразительном искусстве. Символистские поиски, образцы, характерные для неоклассицизма — все это тоже представлено на выставке в корпусе Бенуа.
Выставку «Серов не портретист» необходимо посетить еще и потому, что значительную часть работ невозможно найти в интернет-галереях, и неизвестно, когда раритеты будут выставлены в следующий раз. Когда вы будете на выставке, обратите внимание и на карандашные наброски и иллюстрации — они выполнены художником с той же честностью, что и живописные полотна: в поточном производстве Серова упрекнуть никак нельзя.
Прекрасные пейзажи («Зима в Абрамцеве», «Татарская деревня в Крыму», «Осенний вечер. Домотканово») разбавлены прямо-таки медитативными работами «Мальчик на пляже» и «Баба в телеге». Любители животных умилятся «Собаке Пиратке» и иллюстрациям басен Крылова. Серов предстанет перед посетителями как театральный художник (эскизы декораций к опере «Юдифь» в Мариинском театре и к балету «Шахерезада» в Гранд Опера). А еще — очень неожиданно — Валентин Серов развеселит публику шаржами на выдающихся современников: князя Щербатова, Иду Рубинштейн, Игоря Грабаря и других (мне особенно запомнилась певица Фёкла Литвинова в образе Брунгильды). Акварельные пейзажи Флоренции и Переславля-Залесского, иллюстрации для журнала «Детский отдых», потрясающий офорт для журнала «Мир искусства» – здесь можно увидеть так много неожиданного и удивительного. Особо потрясённые любители искусства смогут приобрести каталог «Серов не портретист» и правильно сделают: эта выставка имеет все шансы войти в разряд исторических.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».