
Рождение трагедии из «Духлесс»: в прокат выходит «Духлесс 2»

Сегодня на российские экраны выходит «Духлесс 2», продолжение — и удивительно удачное — экранизации романа беллетриста Сергея Минаева «Духлесс». Превратившее лощеную «повесть о ненастоящем человеке» в первый настоящий русский политический триллер, где в центре – все тот же Данила Козловский.
Московский чистенький красавчик Макс Андреев — Данила Козловский — отрастил бороду, сменил костюм на шорты и футболку и живет на Бали. Там седлает волны, катается на мопеде по живописным окрестностям и ест морских гадов со всех концов света. Но однажды внезапно получает ни за что электрошоком в пузо и попадает в местную тюрьму. А потом не по своей воле отправляется на родину, где вежливые люди с пустыми физиономиями делают ему предложение, от которого нельзя отказаться. Внедриться, докладывать, сообщать. Тогда отпустят обратно — отращивать бороду и купаться. А до тех пор — «паспорт ваш вот у нас в сейфе полежит».
От второго «Духлесса» ничего особо не ждали. Ну, не имеет лента отношения к книжке, да. Ну, добавился еще сценарист — литератор Майкл Идов, русский американец и бывший главред глянцевого журнала. Тем неожиданнее результат — это, может, и не самое смелое, но, определенно, очень точное и уместное высказывание. Роман Прыгунов строит новые приключения неуловимого по рецепту политического триллера — рассказа о грязных играх, в которые втягивают честного парня, и тот умудряется сохранить все свои лучшие качества и выйти из битвы скорпионов в банке невредимым и даже победителем.
Видео YouTube Трейлеры фильмов
Персонаж Козловского во втором «Духлессе» преображается в совершенно такого героя — американистого, чье жизненное кредо: «Я просто хочу быть счастливым». Бороться ни с кем он не хочет бороться, а приходится: с продажными ментами, спецслужбами, жуликами-«белыми воротничками». А также – с особенностями национального социума – его инертностью и коррупционностью, тупостью и злобой. Этим фильм и ошарашивает — неожиданно легким и ловким перенесением неведомого формата на родную почву. Тем, как он хорошо сидит на плечах героя. Ну, и еще парой неожиданностей — вроде явления в маленькой роли французского премьера Доменика Пинона или кульминационной сцены, разворачивающейся под «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» Бродского.
Лучшее доказательство того, что «Духлесс 2» – это факт искусства, — наличие здесь неожиданного и предельно точного сквозного мотива. Огромной океанской волны, которая является то тут, то там. Ее отважно седлает герой — и это постфактум выглядит борьбой со стихией государства (госмашиной этот сумбур насилия не назовешь, как раньше-то не додумались). В ней захлебывается компаньон Макса — жуликоватый бизнесмен, которого надо из стихии вытягивать, он в ней только кривляться умеет. Ее, наконец, режиссер Прыгунов совершенно по-эйзенштейновски монтирует с жирным ртом фээсбэшника, жующего чебурек, и пузом чиновника, уставленным банками (ну, кто стволовые клетки себе колет, кто ботокс, кто вот банки ставит). Эту волну, стихию и седлает герой – «Духлесс» и по ритму выстроен, как серфинг: вверх-вниз, от сверхкрупных планов и резких склеек к спокойному созерцанию. Персонажа Козловского, волна, конечно, выносит, куда надо.
Здесь вообще есть профессионализм и сделанность, лучшая степень западности. Нет лишних красот и любований мускулами главного героя. На каждый открыточный вид Бали приходится по грязной сцене азиатской толчеи: если герой плавает в роскошном бассейне, в следующем кадре мы обязательно видим голозадых балийских детишек, чупыхающихся в мутной речке, если едет на мопеде вдоль пальм и прибоя — дорогу ему преграждает орава гусей с оборванцем-пастухом. Даже в Москве находится место и ржавым развалюхам с гостями с Кавказа за рулем, и скучающим ментам, и квелым секьюрити. Актуальные шпильки ввинчены в сюжет элегантно и уместно — коррумпированные менты вдруг оказываются карикатурами на экс-министра обороны Сердюкова и его поэтессу-гелфренд.
Только выверенность и сделанность тянет «Духлесс» ровно до того момента, когда по законам жанра должна наступить развязка, триумф рыцаря макбука и айфона над чиновничьим драконом. Здесь наступает путаница — фактура отказывается влезать в этот канон. И политический триллер в последние две минуты превращается в социальный водевиль с явлением – буквально – deus ex machina («бога из машины») и обязательным счастливым концом. Но в этот момент можно и зажмурить глаза, оценив преимущество кино перед актуальной сегодняшней реальностью: от нее так запросто не отделаешься.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.