
Рождение трагедии из «Духлесс»: в прокат выходит «Духлесс 2»

Сегодня на российские экраны выходит «Духлесс 2», продолжение — и удивительно удачное — экранизации романа беллетриста Сергея Минаева «Духлесс». Превратившее лощеную «повесть о ненастоящем человеке» в первый настоящий русский политический триллер, где в центре – все тот же Данила Козловский.
Московский чистенький красавчик Макс Андреев — Данила Козловский — отрастил бороду, сменил костюм на шорты и футболку и живет на Бали. Там седлает волны, катается на мопеде по живописным окрестностям и ест морских гадов со всех концов света. Но однажды внезапно получает ни за что электрошоком в пузо и попадает в местную тюрьму. А потом не по своей воле отправляется на родину, где вежливые люди с пустыми физиономиями делают ему предложение, от которого нельзя отказаться. Внедриться, докладывать, сообщать. Тогда отпустят обратно — отращивать бороду и купаться. А до тех пор — «паспорт ваш вот у нас в сейфе полежит».
От второго «Духлесса» ничего особо не ждали. Ну, не имеет лента отношения к книжке, да. Ну, добавился еще сценарист — литератор Майкл Идов, русский американец и бывший главред глянцевого журнала. Тем неожиданнее результат — это, может, и не самое смелое, но, определенно, очень точное и уместное высказывание. Роман Прыгунов строит новые приключения неуловимого по рецепту политического триллера — рассказа о грязных играх, в которые втягивают честного парня, и тот умудряется сохранить все свои лучшие качества и выйти из битвы скорпионов в банке невредимым и даже победителем.
Видео YouTube Трейлеры фильмов
Персонаж Козловского во втором «Духлессе» преображается в совершенно такого героя — американистого, чье жизненное кредо: «Я просто хочу быть счастливым». Бороться ни с кем он не хочет бороться, а приходится: с продажными ментами, спецслужбами, жуликами-«белыми воротничками». А также – с особенностями национального социума – его инертностью и коррупционностью, тупостью и злобой. Этим фильм и ошарашивает — неожиданно легким и ловким перенесением неведомого формата на родную почву. Тем, как он хорошо сидит на плечах героя. Ну, и еще парой неожиданностей — вроде явления в маленькой роли французского премьера Доменика Пинона или кульминационной сцены, разворачивающейся под «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» Бродского.
Лучшее доказательство того, что «Духлесс 2» – это факт искусства, — наличие здесь неожиданного и предельно точного сквозного мотива. Огромной океанской волны, которая является то тут, то там. Ее отважно седлает герой — и это постфактум выглядит борьбой со стихией государства (госмашиной этот сумбур насилия не назовешь, как раньше-то не додумались). В ней захлебывается компаньон Макса — жуликоватый бизнесмен, которого надо из стихии вытягивать, он в ней только кривляться умеет. Ее, наконец, режиссер Прыгунов совершенно по-эйзенштейновски монтирует с жирным ртом фээсбэшника, жующего чебурек, и пузом чиновника, уставленным банками (ну, кто стволовые клетки себе колет, кто ботокс, кто вот банки ставит). Эту волну, стихию и седлает герой – «Духлесс» и по ритму выстроен, как серфинг: вверх-вниз, от сверхкрупных планов и резких склеек к спокойному созерцанию. Персонажа Козловского, волна, конечно, выносит, куда надо.
Здесь вообще есть профессионализм и сделанность, лучшая степень западности. Нет лишних красот и любований мускулами главного героя. На каждый открыточный вид Бали приходится по грязной сцене азиатской толчеи: если герой плавает в роскошном бассейне, в следующем кадре мы обязательно видим голозадых балийских детишек, чупыхающихся в мутной речке, если едет на мопеде вдоль пальм и прибоя — дорогу ему преграждает орава гусей с оборванцем-пастухом. Даже в Москве находится место и ржавым развалюхам с гостями с Кавказа за рулем, и скучающим ментам, и квелым секьюрити. Актуальные шпильки ввинчены в сюжет элегантно и уместно — коррумпированные менты вдруг оказываются карикатурами на экс-министра обороны Сердюкова и его поэтессу-гелфренд.
Только выверенность и сделанность тянет «Духлесс» ровно до того момента, когда по законам жанра должна наступить развязка, триумф рыцаря макбука и айфона над чиновничьим драконом. Здесь наступает путаница — фактура отказывается влезать в этот канон. И политический триллер в последние две минуты превращается в социальный водевиль с явлением – буквально – deus ex machina («бога из машины») и обязательным счастливым концом. Но в этот момент можно и зажмурить глаза, оценив преимущество кино перед актуальной сегодняшней реальностью: от нее так запросто не отделаешься.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Сон на выживание. О чем Антон Федоров поставил «Утиную охоту» Вампилова в БДТ
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
- 17 июня 2025 - «Здесь я на несколько минут просто зависла»: Клава Кока рассказала, как записала экскурсию по Эрмитажу
- 16 июня 2025 - На Васильевский вернулся Бог Дождя — крылатый усач эпохи модерна предскажет непогоду
- 16 июня 2025 - Издательство АСТ назвало новую дату выхода книги Анджея Сапковского
- 10 июня 2025 - В Павловске после реставрации открыли картину «две в одной», на которой можно увидеть не сохранившиеся постройки
Статьи
-
14 июня 2025, 16:01Эрмитаж вместе с СПбГУ выпустил книгу о птицах в собрании музея. 635-страничный труд формата чуть шире, чем А4, весом несколько килограммов и практически коллекционным тиражом 500 экземпляров представили на новом празднике Эрмитажа. День рябчика в этом году провели впервые, посвятив 260-летию Висячего сада, — «птичье» название праздника на самом деле принадлежит цветку, который изображали в том числе рядом с царственными особами как эмблему величия, но и христианского смирения.
-
09 июня 2025, 13:23Лето в Петербурге и окрестностях — пора жизни под открытым небом, невзирая на погоду. Музыка, танцы, спектакли, современное искусство — этим летом будет всё, и все будут там. Вместе с проектом «(От)Личный Петербург» рассказываем, куда собирать пледы и зонты (от солнца, конечно) и где будут лучшие шоу.
-
07 июня 2025, 14:54