
"Запомните нас живыми" - Андрей Константинов о новой книге Бориса Подопригоры

В рамках петербургской книжной серии «Писатели на войне, писатели о войне» вышел сборник военных воспоминаний, публицистики и поэзии Бориса Подопригоры «Запомните нас живыми». О новой работе своего друга рассказывает генеральный директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов.
«Как некогда к товарищу Нетте, также и к Борису Подопригоре в полной мере допустимо обращение «Человек и Пароход». Дело в том, что Борис – он не только мой хороший друг и соавтор, но еще и в прямом смысле – Историческая Фигура. Борис – последний русский солдат, советский офицер, покинувший Афганистан в феврале 1989 года. Уходивший уже после генерала Громова, так как именно Борису было поручено сопровождать ООНовских наблюдателей, которые должны были зафиксировать – ВСЁ, русских в Афганистане больше нет.
Этот, также как и многие другие эпизоды офицерской биографии, делают воспоминания Подопригоры по-особенному интересными и важными: как с точки зрения художественной ценности, так и с позиций ценности исторической. Поэтому я обращаю внимание всех наших читателей на новую книгу Бориса и настоятельно рекомендую ознакомиться с ней.
Радостно, что эта новая работа успела выйти незадолго до юбилея Подопригоры, которому сегодня, 27 февраля, исполняется шестьдесят. Равно как и в преддверии большого праздника со слезой – 70-летия Великой Победы. Накануне которого, как мне кажется, мы должны говорить уже не только об одной лишь Великой Отечественной войне, но и о других, случившихся после, судьбоносных исторических событиях. Потому что именно эта Победа на долгие годы и десятилетия определила нашу с вами жизнь и наш национальный характер, который в дальнейшем по-разному проявлялся на острых поворотах Истории.
Я очень рад, что с определенного момента Борис стал существенной частью моей жизни. Я абсолютно точно знаю, что не будь его, книги «Рота» и «Если кто меня слышит» никогда не были бы написаны. Ни в каком ином виде – либо с ним, либо никак! Подопригора – не просто мой соавтор, он тот человек, благодаря которому на свет появились два не самых плохих романа. Книги, за которые нам с Подопригорой люди до сих пор говорят спасибо.
Меня периодически спрашивают: как вы работаете в соавторстве? Это что-то навроде Ильфа и Петрова? Нет, это не совсем так. Каждая строчка в этих двух книгах была выписана мною. Но, во-первых, именно Борис увлек, заразил меня этими историями и в итоге сподвиг на литературный памятник о них. А во-вторых, практически вся фактурная часть этих произведений (до 95%) – это работа Бориса. Будучи достаточно ленивым по жизни человеком, я просто не сдюжил бы той гигантской работы, что проделал Подопригора. Проделал с невероятной энергией и гигантской отдачей.
Мне очень жаль, что сегодня я физически не смогу поздравить Бориса лично – и с новой книгой, и с юбилеем.
60 лет – не возраст. Очень много задумок впереди.
Хватило бы сил, здоровья и было бы желание.
Остальное – приложится.
Андрей Константинов

«Прости мои очеса, Спасе, что видели то непотребство»: «Тума» Захара Прилепина как вопль к небу из глубины беззакония
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08