"Запомните нас живыми" - Андрей Константинов о новой книге Бориса Подопригоры
В рамках петербургской книжной серии «Писатели на войне, писатели о войне» вышел сборник военных воспоминаний, публицистики и поэзии Бориса Подопригоры «Запомните нас живыми». О новой работе своего друга рассказывает генеральный директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов.
«Как некогда к товарищу Нетте, также и к Борису Подопригоре в полной мере допустимо обращение «Человек и Пароход». Дело в том, что Борис – он не только мой хороший друг и соавтор, но еще и в прямом смысле – Историческая Фигура. Борис – последний русский солдат, советский офицер, покинувший Афганистан в феврале 1989 года. Уходивший уже после генерала Громова, так как именно Борису было поручено сопровождать ООНовских наблюдателей, которые должны были зафиксировать – ВСЁ, русских в Афганистане больше нет.
Этот, также как и многие другие эпизоды офицерской биографии, делают воспоминания Подопригоры по-особенному интересными и важными: как с точки зрения художественной ценности, так и с позиций ценности исторической. Поэтому я обращаю внимание всех наших читателей на новую книгу Бориса и настоятельно рекомендую ознакомиться с ней.
Радостно, что эта новая работа успела выйти незадолго до юбилея Подопригоры, которому сегодня, 27 февраля, исполняется шестьдесят. Равно как и в преддверии большого праздника со слезой – 70-летия Великой Победы. Накануне которого, как мне кажется, мы должны говорить уже не только об одной лишь Великой Отечественной войне, но и о других, случившихся после, судьбоносных исторических событиях. Потому что именно эта Победа на долгие годы и десятилетия определила нашу с вами жизнь и наш национальный характер, который в дальнейшем по-разному проявлялся на острых поворотах Истории.
Я очень рад, что с определенного момента Борис стал существенной частью моей жизни. Я абсолютно точно знаю, что не будь его, книги «Рота» и «Если кто меня слышит» никогда не были бы написаны. Ни в каком ином виде – либо с ним, либо никак! Подопригора – не просто мой соавтор, он тот человек, благодаря которому на свет появились два не самых плохих романа. Книги, за которые нам с Подопригорой люди до сих пор говорят спасибо.
Меня периодически спрашивают: как вы работаете в соавторстве? Это что-то навроде Ильфа и Петрова? Нет, это не совсем так. Каждая строчка в этих двух книгах была выписана мною. Но, во-первых, именно Борис увлек, заразил меня этими историями и в итоге сподвиг на литературный памятник о них. А во-вторых, практически вся фактурная часть этих произведений (до 95%) – это работа Бориса. Будучи достаточно ленивым по жизни человеком, я просто не сдюжил бы той гигантской работы, что проделал Подопригора. Проделал с невероятной энергией и гигантской отдачей.
Мне очень жаль, что сегодня я физически не смогу поздравить Бориса лично – и с новой книгой, и с юбилеем.
60 лет – не возраст. Очень много задумок впереди.
Хватило бы сил, здоровья и было бы желание.
Остальное – приложится.
Андрей Константинов
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.
