"Запомните нас живыми" - Андрей Константинов о новой книге Бориса Подопригоры

27 февраля 2015, 14:19
Версия для печати Версия для печати

 В рамках петербургской книжной серии «Писатели на войне, писатели о войне» вышел сборник военных воспоминаний, публицистики и поэзии Бориса Подопригоры «Запомните нас живыми». О новой работе своего друга рассказывает генеральный директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов.

«Как некогда к товарищу Нетте, также и к Борису Подопригоре в полной мере допустимо обращение «Человек и Пароход». Дело в том, что Борис – он не только мой хороший друг и соавтор, но еще и в прямом смысле – Историческая Фигура. Борис – последний русский солдат, советский офицер, покинувший Афганистан в феврале 1989 года. Уходивший уже после генерала Громова, так как именно Борису было поручено сопровождать ООНовских наблюдателей, которые должны были зафиксировать – ВСЁ, русских в Афганистане больше нет.

Этот, также как и многие другие эпизоды офицерской биографии, делают воспоминания Подопригоры по-особенному интересными и важными: как с точки зрения художественной ценности, так и с позиций ценности исторической. Поэтому я обращаю внимание всех наших читателей на новую книгу Бориса и настоятельно рекомендую ознакомиться с ней.

Радостно, что эта новая работа успела выйти незадолго до юбилея Подопригоры, которому сегодня, 27 февраля, исполняется шестьдесят. Равно как и в преддверии большого праздника со слезой – 70-летия Великой Победы. Накануне которого, как мне кажется, мы должны говорить уже не только об одной лишь Великой Отечественной войне, но и о других, случившихся после, судьбоносных исторических событиях. Потому что именно эта Победа на долгие годы и десятилетия определила нашу с вами жизнь и наш национальный характер, который в дальнейшем по-разному проявлялся на острых поворотах Истории.

Я очень рад, что с определенного момента Борис стал существенной частью моей жизни. Я абсолютно точно знаю, что не будь его, книги «Рота» и «Если кто меня слышит» никогда не были бы написаны. Ни в каком ином виде – либо с ним, либо никак! Подопригора – не просто мой соавтор, он тот человек, благодаря которому на свет появились два не самых плохих романа. Книги, за которые нам с Подопригорой люди до сих пор говорят спасибо.

Меня периодически спрашивают: как вы работаете в соавторстве? Это что-то навроде Ильфа и Петрова? Нет, это не совсем так. Каждая строчка в этих двух книгах была выписана мною. Но, во-первых, именно Борис увлек, заразил меня этими историями и в итоге сподвиг на литературный памятник о них. А во-вторых, практически вся фактурная часть этих произведений (до 95%) – это работа Бориса. Будучи достаточно ленивым по жизни человеком, я просто не сдюжил бы той гигантской работы, что проделал Подопригора. Проделал с невероятной энергией и гигантской отдачей.

Мне очень жаль, что сегодня я физически не смогу поздравить Бориса лично – и с новой книгой, и с юбилеем.

60 лет – не возраст. Очень много задумок впереди.
Хватило бы сил, здоровья и было бы желание.
Остальное – приложится.

Андрей Константинов

Салон Гурьянова: как устроен музей-квартира петербургского денди

Дом на углу Литейного и Некрасова, парадная с остатками роскоши — неаккуратно закрашенной лепниной, заляпанными мраморными ступенями и метлахской плиткой. Георгий Гурьянов купил здесь квартиру в 2002 году, когда стало сложно оставаться в самозахваченном жилье. Художник, барабанщик «Кино», диджей и денди своими руками сделал из бывшей коммуналки арт-пространство, не похожее на модный «белый куб». Здесь нет бездушного минимализма или (ещё одна петербургская крайность) коммунального загромождения. Это самобытное и стилистически выверенное место: «Фонтанка» прониклась.

Статьи

>