
Любовь с железными зубами

В Музее артиллерии, где расположился интерактивный проект «Самураи. 47 ронинов», до 29 марта будет работать отдельная комната, вход в которую огражден темными занавесями с грифом «18+». Небольшая экспозиция, расположившаяся внутри, посвящена такому явлению японской традиционной культуры, как сюнга – так называют картинки эротического содержания.
Выставка не для всех – если сведущий посетитель сможет погрузиться в мир японской эротики с видимым удовольствием и приобретенной заранее философской подготовкой, то гости «не в теме» вполне могут посетить запретную комнату возмущённо отплёвываясь.
Помимо собственно картинок «сюнга», в экспозиции представлены эротическая скульптура, нэцке и окимоно (миниатюрные изделия из слоновой кости), кимоно с тематической росписью, а также другие артефакты. Рассказывает арт-директор проекта Катерина Косолапова:
- Эротические мотивы пронизывали всю картину мироздания древних японцев. Достаточно сказать, что сами Японские острова, по их верованиям, появились в результате совокупления божественной четы Идзанаги и Идзанами. И в Японии в эпохи до сёгуната не было никаких эротических табу, что и находило отражение в прикладном искусстве. Эротические картинки той поры изображали всевозможные виды любви, а изображения мужского детородного органа рассылались с приветственными письмами в качестве благопожелания.
Но уже с семнадцатого века, во времена сёгуната, картина решительно меняется. На смену сексуальной вседозволенности приходит черед жесткой регламентации интимного поведения. Никаких вольностей – вплоть до того, что жене не позволялось во время соития даже отвести руку в сторону, дабы случайно не оскорбить супруга.
Одним из популярным жанров сюнги были «свитки невест» – это своеобразная иллюстрированная инструкция или комикс, с помощью которых невеста получала представление о том, что ей нужно делать во время интимного общения с супругом. Такие оригинальные свитки чрезвычайно редки. Один из них, кисти Тоса Киенага, датируется 18 веком и является кульминацией нашей экспозиции – его нам предоставил владелец, один и российских коллекционеров.
Свиток, действительно, впечатляет: длинный холст сматывался во что-то типа катушки и просматривался новобрачной практически как диафильм. Характерный японский художественный прием: бросив мимолетный взгляд на ту или иную миниатюру, трудно сразу уловить, о чем идет речь. И только всмотревшись, понимаешь, что главные герои изображения – половой член и влагалище, а вовсе не человеческие существа. Да что там люди – и божественные синтоистские образы несут на себе отчетливые характерные отпечатки. Вот, например, гравюра, изображающая одного из семи богов счастья – Фукурокудзю, который предстает перед посетителями в образе доброго и мудрого дедушки-головочлена.
Во время экскурсии по залу эротического искусства посетителям расскажут о фестивале железных фаллосов, который и в наши дни проводится в Японии. Его происхождение связано с преданием о недуге божественной повелительницы Японии, во влагалище которой то ли сами собой, то ли стараниями поселившегося внутри злого дракона, выросли железные зубы. Справиться с напастью шокированной богине, лишившейся любимого времяпрепровождения (все ее любовники, по понятным причинам, погибали) помог только огромный фаллос, выкованный из стали. В наши дни фестиваль сопровождается поеданием мороженого и сластей соответствующей формы и поклонением гигантским муляжам детородных органов.
Этот пример отчетливо показывает, насколько большую роль в образе мыслей японцев играет все, связанное с пикантными на наш взгляд деталями. Именно поэтому выставка в Артиллерийском музее может шокировать и сильно удивить. Но одновременно мы можем попытаться проникнуть в глубины сознания такого экзотического народа, как японцы. И те, кто хотят своими глазами увидеть, что такое «любить по-японски», до конца марта имеют отличную возможность утолить свой интерес.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

«Правда, шкатулка!» Финалисты конкурса имени Шаляпина заставили вибрировать витражи в новом концертном зале на Английской набережной
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
- 13 октября 2025 - Петербуржец выкупил на аукционе старинную карту Ингерманландии, вывезенную из Павловского дворца
Статьи
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
05 октября 2025, 19:22
-
13 октября 2025, 18:17