Любовь с железными зубами

26 февраля 2015, 05:28
Версия для печати Версия для печати

В Музее артиллерии, где расположился интерактивный проект «Самураи. 47 ронинов», до 29 марта будет работать отдельная комната, вход в которую огражден темными занавесями с грифом «18+». Небольшая экспозиция, расположившаяся внутри, посвящена такому явлению японской традиционной культуры, как сюнга – так называют картинки эротического содержания.

Выставка не для всех – если сведущий посетитель сможет погрузиться в мир японской эротики с видимым удовольствием и приобретенной заранее философской подготовкой, то гости «не в теме» вполне могут посетить запретную комнату возмущённо отплёвываясь.

Помимо собственно картинок «сюнга», в экспозиции представлены эротическая скульптура, нэцке и окимоно (миниатюрные изделия из слоновой кости), кимоно с тематической росписью, а также другие артефакты. Рассказывает арт-директор проекта Катерина Косолапова:

- Эротические мотивы пронизывали всю картину мироздания древних японцев. Достаточно сказать, что сами Японские острова, по их верованиям, появились в результате совокупления божественной четы Идзанаги и Идзанами. И в Японии в эпохи до сёгуната не было никаких эротических табу, что и находило отражение в прикладном искусстве. Эротические картинки той поры изображали всевозможные виды любви, а изображения мужского детородного органа рассылались с приветственными письмами в качестве благопожелания.

Но уже с семнадцатого века, во времена сёгуната, картина решительно меняется. На смену сексуальной вседозволенности приходит черед жесткой регламентации интимного поведения. Никаких вольностей – вплоть до того, что жене не позволялось во время соития даже отвести руку в сторону, дабы случайно не оскорбить супруга.

Одним из популярным жанров сюнги были «свитки невест» – это своеобразная иллюстрированная инструкция или комикс, с помощью которых невеста получала представление о том, что ей нужно делать во время интимного общения с супругом. Такие оригинальные свитки чрезвычайно редки. Один из них, кисти Тоса Киенага, датируется 18 веком и является кульминацией нашей экспозиции – его нам предоставил владелец, один и российских коллекционеров.

Свиток, действительно, впечатляет: длинный холст сматывался во что-то типа катушки и просматривался новобрачной практически как диафильм. Характерный японский художественный прием: бросив мимолетный взгляд на ту или иную миниатюру, трудно сразу уловить, о чем идет речь. И только всмотревшись, понимаешь, что главные герои изображения – половой член и влагалище, а вовсе не человеческие существа. Да что там люди – и божественные синтоистские образы несут на себе отчетливые характерные отпечатки. Вот, например, гравюра, изображающая одного из семи богов счастья – Фукурокудзю, который предстает перед посетителями в образе доброго и мудрого дедушки-головочлена.

Во время экскурсии по залу эротического искусства посетителям расскажут о фестивале железных фаллосов, который и в наши дни проводится в Японии. Его происхождение связано с преданием о недуге божественной повелительницы Японии, во влагалище которой то ли сами собой, то ли стараниями поселившегося внутри злого дракона, выросли железные зубы. Справиться с напастью шокированной богине, лишившейся любимого времяпрепровождения (все ее любовники, по понятным причинам, погибали) помог только огромный фаллос, выкованный из стали. В наши дни фестиваль сопровождается поеданием мороженого и сластей соответствующей формы и поклонением гигантским муляжам детородных органов.

Этот пример отчетливо показывает, насколько большую роль в образе мыслей японцев играет все, связанное с пикантными на наш взгляд деталями. Именно поэтому выставка в Артиллерийском музее может шокировать и сильно удивить. Но одновременно мы можем попытаться проникнуть в глубины сознания такого экзотического народа, как японцы. И те, кто хотят своими глазами увидеть, что такое «любить по-японски», до конца марта имеют отличную возможность утолить свой интерес.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>