
Любовь с железными зубами

В Музее артиллерии, где расположился интерактивный проект «Самураи. 47 ронинов», до 29 марта будет работать отдельная комната, вход в которую огражден темными занавесями с грифом «18+». Небольшая экспозиция, расположившаяся внутри, посвящена такому явлению японской традиционной культуры, как сюнга – так называют картинки эротического содержания.
Выставка не для всех – если сведущий посетитель сможет погрузиться в мир японской эротики с видимым удовольствием и приобретенной заранее философской подготовкой, то гости «не в теме» вполне могут посетить запретную комнату возмущённо отплёвываясь.
Помимо собственно картинок «сюнга», в экспозиции представлены эротическая скульптура, нэцке и окимоно (миниатюрные изделия из слоновой кости), кимоно с тематической росписью, а также другие артефакты. Рассказывает арт-директор проекта Катерина Косолапова:
- Эротические мотивы пронизывали всю картину мироздания древних японцев. Достаточно сказать, что сами Японские острова, по их верованиям, появились в результате совокупления божественной четы Идзанаги и Идзанами. И в Японии в эпохи до сёгуната не было никаких эротических табу, что и находило отражение в прикладном искусстве. Эротические картинки той поры изображали всевозможные виды любви, а изображения мужского детородного органа рассылались с приветственными письмами в качестве благопожелания.
Но уже с семнадцатого века, во времена сёгуната, картина решительно меняется. На смену сексуальной вседозволенности приходит черед жесткой регламентации интимного поведения. Никаких вольностей – вплоть до того, что жене не позволялось во время соития даже отвести руку в сторону, дабы случайно не оскорбить супруга.
Одним из популярным жанров сюнги были «свитки невест» – это своеобразная иллюстрированная инструкция или комикс, с помощью которых невеста получала представление о том, что ей нужно делать во время интимного общения с супругом. Такие оригинальные свитки чрезвычайно редки. Один из них, кисти Тоса Киенага, датируется 18 веком и является кульминацией нашей экспозиции – его нам предоставил владелец, один и российских коллекционеров.
Свиток, действительно, впечатляет: длинный холст сматывался во что-то типа катушки и просматривался новобрачной практически как диафильм. Характерный японский художественный прием: бросив мимолетный взгляд на ту или иную миниатюру, трудно сразу уловить, о чем идет речь. И только всмотревшись, понимаешь, что главные герои изображения – половой член и влагалище, а вовсе не человеческие существа. Да что там люди – и божественные синтоистские образы несут на себе отчетливые характерные отпечатки. Вот, например, гравюра, изображающая одного из семи богов счастья – Фукурокудзю, который предстает перед посетителями в образе доброго и мудрого дедушки-головочлена.
Во время экскурсии по залу эротического искусства посетителям расскажут о фестивале железных фаллосов, который и в наши дни проводится в Японии. Его происхождение связано с преданием о недуге божественной повелительницы Японии, во влагалище которой то ли сами собой, то ли стараниями поселившегося внутри злого дракона, выросли железные зубы. Справиться с напастью шокированной богине, лишившейся любимого времяпрепровождения (все ее любовники, по понятным причинам, погибали) помог только огромный фаллос, выкованный из стали. В наши дни фестиваль сопровождается поеданием мороженого и сластей соответствующей формы и поклонением гигантским муляжам детородных органов.
Этот пример отчетливо показывает, насколько большую роль в образе мыслей японцев играет все, связанное с пикантными на наш взгляд деталями. Именно поэтому выставка в Артиллерийском музее может шокировать и сильно удивить. Но одновременно мы можем попытаться проникнуть в глубины сознания такого экзотического народа, как японцы. И те, кто хотят своими глазами увидеть, что такое «любить по-японски», до конца марта имеют отличную возможность утолить свой интерес.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29