«Санктъ-Петербургъ опера» vs Михайловский: в ход пошли ножницы

24 февраля 2015, 15:12
Версия для печати Версия для печати

Почти одновременно на улицах Санкт-Петербурга появились премьерные афиши двух разных театров: "Санктъ-Петербургъ опера" и Михайловский театр приглашают меломанов на "Севильского цирюльника". По стечению обстоятельств в обоих случаях был использован один и тот же визуальный образ, что привело к выяснению отношений.

7 и 8 марта в театре «Санктъ-Петербургъ опера» громкая и эпатирующая премьера: Юрий Александров ставит «Севильского цирюльника» – и это первое появление имени Россини на афише театра. Сама афиша — хоть куда: на переднем плане замысловатые ножницы, лезвия которых превращены в аппетитные дамские ножки, если не сказать, ляжки. Гриф «16+» обещает много завлекательного: в частности, уже известно, что Фигаро появится на сцене в двенадцати ипостасях, в том числе в образе Кончиты Вурст. Словом, ажиотаж вокруг премьеры гарантирован — тем более, что он подкреплен нехарактерными для театра ценами на билеты: от трех до пяти тысяч рублей.

12 и 13 марта «Севильского цирюльника» сыграют и на сцене Михайловского театра, правда, в концертном исполнении. Соответственно, и афиша куда более аскетичная, но идея та же: ноги-ножницы, хотя на этот раз мужские и едва ли не схематичные — никакого намека на радости плоти. По сведениям «Фонтанки», в театре «Санктъ-Петербургъ опера» к появлению михайловских афиш отнеслись более, чем неблагосклонно. Оно и понятно: идея продублирована, Михайловский театр находится гораздо более на слуху и потенциальный зритель вполне может оказать предпочтение ему, а не маленькой авторской «Санктъ-Петербургъ опере», про существование которой не каждому и ведомо.

Вот что рассказал «Фонтанке» художник и дизайнер Сергей Савин, автор афиши театра «Санктъ-Петербургъ опера»:

- Первые варианты пошли в работу еще в ноябре, после этого мы занимались адаптацией афиши для разных форматов. Прежде чем рисовать, я обсудил с режиссером — как он видит, что он собирается делать с «Севильским цирюльником». Спектакль, который делает Юрий Исаакович, такой животрепещущий, волнующий, чувственный. Как сказал Александров, его «Цирюльник» – это брызги крови и шампанского.

Были разные идеи — в том числе и более романтичные, сначала ножницы отбросили, потом вернулись. Обсуждения шли долго — около двух месяцев. Я не претендую на оригинальность — вполне возможно, ножницы-ноги уже где-то фигурировали когда-то. Но я считаю, что нужно отталкиваться от креативной идеи сегодняшнего дня. Ведь зритель не будет отслеживать креативную историю каждого коллектива и выяснять, кто первым повесил афиши.

Реакция нормального петербургского ироничного зрителя — он посмотрит и скажет: ну совсем рехнулись и те, и другие. Фантазия кончилась — воруют идеи друг у друга. Этот поступок — не плагиат, но им поставлен под сомнение не только креативный потенциал Михайловского театра, но и потенциал «Санктъ-Петербургъ оперы». Это большая ошибка. Можно выглядеть вызывающим, эпатирующим, но бестолочью выглядеть нельзя ни в каком случае. А сейчас получилось, что оба театра выглядят бестолково.

«Фонтанка» обратилась в Михайловский театр с целью выяснить, спокойно ли им спится после «воровства» ножниц. Выяснилось, что сон здоровый и крепкий, так как тамошним муженожницам сто лет в обед. Вот что поведала «Фонтанке» пресс-служба Михайловского театра:

- Афиша, которую все видят сегодня, изначально готовилась для сценической версии "Севильского цирюльника". Эту постановку доверили дебютантам: дирижеру Михаилу Леонтьеву и режиссеру Аркадию Гевондову. Премьера планировалась на январь 2011 года, но не состоялась: постановка получалась избыточно "креативной", но очень сырой. Можно только сожалеть, что в итоге спектакль не вышел. Афиши той постановки сохранились в нашем архиве – уже напечатанные типографским способом. Правда, там нет года и нет порядкового номера сезона, но их очень легко атрибутировать по имени главного дирижера (Петер Феранец занимал этот пост в Михайловском театре с 2009 по 2012 год — прим. «Фонтанки»).

На изображении видна дата публикации - 2013 год
На изображении видна дата публикации - 2013 год

Фото: Скриншот с сайта Facebook

Сейчас, как известно, у нас готовится концертное исполнение. Естественно, мы использовали уже имевшиеся в распоряжении театра материалы. Тем более что ножницы – главный атрибут ремесла цирюльника – самое надежное звено в ассоциативном ряду, а чем еще пользоваться, если "картинки" в принципе нет, а есть только музыка.

Эту информацию «Фонтанке» подтвердили в дизайн-студии «Минин и Пожарский»:

- Кейвижуал, на основе которого сделан текущий плакат Михайловского театра "Севильский цирюльник", был разработан в декабре 2010 года специалистами, которые после объединились в дизайн-студию «Минин и Пожарский». Постеры висели по всему городу приблизительно в это же время. Эта работа была опубликована в фейсбуке студии 28 февраля 2013 года.

Итак, как ни комично это выглядит, в нашем случае ножницы, что называется, витали в воздухе. О претензиях говорить не приходится: маленький театр обиделся на большой, и в итоге сам попал в неудобное положение. К сожалению, этим дело не ограничивается. Ситуация показала, что, помимо прочего, мы имеем дело с принципиальными позициями несогласования творческих планов, на которых стоят наши оперные театры. В результате чего петербургский зритель лишен возможности видеть и слышать множество прекрасных опер, зато вот «Севильский цирюльник» у нас будет представлен аж в четырех вариантах: помимо спектаклей «Санктъ-Петербургъ опера» и Михайловского театра, еще два идут в Мариинке. Для Петербурга – многовато.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
 

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>