Народный артист России, создатель театра «Пушкинская школа» Владимир Рецептер отметил 80-летие в БДТ

15 февраля 2015, 02:43
Версия для печати Версия для печати

Сегодня отметил 80-летие Владимир Эммануилович Рецептер, народный артист России, создатель театра «Пушкинская школа» и Пушкинского театрального центра в Петербурге, режиссер, педагог, писатель, поэт, выдающийся исследователь-пушкинист, а в прошлом – актер товстоноговского БДТ, сыгравший на этой прославленной сцене Петра в «Мещанах», Чацкого, Тузенбаха и десятки других ролей. «Я был одной семидесятой его команды золотой» – написал сам Рецептер в стихотворении «А Гога не выходит в ложу». Рецептер проработал в БДТ без малого четверть века, так что логично, что его юбилейный вечер прошел на обновленной основной сцене Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.

На этой сцене на один вечер уместились и актеры и зрители, рассаженные на трех трибунах. Так что камерный формат сохранился. И хотя поздравительные телеграммы прислали Дмитрий Медведев и Валентина Матвиенко, а среди гостей юбиляра были губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и новый председатель комитета по культуре Константин Сухенко (это его первый официальный выход в новом качестве), не говоря уже о выдающихся деятелях культуры обеих столиц, атмосфера была самая теплая, неофициальная. Поздравления у микрофона сменялись видеоблоками: сменяли друг друга отрывки из «Мещан» Товстоногова, из «Фиесты» Юрского, фотографии из семейного альбома, с которых смотрели не только домочадцы, но и замечательные друзья дома: Булат Окуджава, Наум Коржавин, Станислав Рассадин и другие. Также на экране появился фронтиспис сборника стихов Ахматовой с автографом Анны Андреевны начинающему поэту – Владимиру (или Воле, как называли его близкие) Рецептеру.

Владимир Рецептер
Владимир Рецептер

Фото: pushkincenter.ru/

Владимир Рецептер написал книгу про товстоноговский БДТ, непафосную, правдивую. Однако на праздникеон он ни слова не сказал об обидах. Да и в поздравлениях звучали почти исключительно позитивные ноты. Не приехавшая из-за болезни Татьяна Доронина в письме назвала его лучшим Чацким (эту роль Рецептер играл в очередь с Сергеем Юрским) и подписалась: «Твоя Софья». Олег Басилашвили вспоминал, что именно Рецептер, хотя был таким же молодым артистом, как и он сам, часто выполнял рядом с ним функцию режиссера, который точным словом подхлестывал творческую фантазию. А великолепная Светлана Крючкова сыграла крошечный блиц-спектакль, создав из стихов Владимир Рецептера и ярких, как южное солнце, картинок-воспоминаний об их общей театральной молодости образ сильной и гипнотически притягательной творческой личности, родом из «оттепели». Одной из таких картинок стал огромный, на полторы тысячи мест, зал «Чайковский» в Москве, который с легкостью брал совсем молодой человек из Ташкента (этот город появился в личной географии Рецептера уже незадолго до Ленинграда), игравший моноспекткль «Гамлет». Этот совершенно узнаваемый Гамлет-идеалист был из той же «оттепели», что и большинство сидящих в зале: ему было, за что погибать. Тот же фирменный «художественный гипноз» Рецептера, но гораздо позже, когда Владимир Эммануилович уже создал свой театр и искал режиссеров для работы в его «Пушкинской школе», испытал на себе и художественный руководитель БДТ Андрей Могучий: он рассказал у микрофона, как уходил к Рецептеру на переговоры на тридцать минут, а «проваливался» на несколько часов, слушая Пушкина, которого читал Рецептер.

Директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Некрасов назвал «Пушкинский театральный центр» Рецептера «третьим китом» Пушкинского Петербурга – наряду с его музеем и Пушкинским домом, чей директор Всеволод Багно вручил юбиляру к его нескрываемой радости сборник факсимильных рукописей Жуковского.

В заключение вечера талантливые и надежно подсаженные своим учителем на Пушкина молодые актеры «Пушкинской школы» сыграли несколько отрывков из спектакля о Петре Первом, фигуру которого с интересом и упорством исследовал сам Александр Сергеевич. Рыцарская верность Рецептера Пушкину, как выяснилось, касается не только великого наследия русского поэта №1, но и его образа жизни. Кто-то их говоривших обмолвился о том, что столь же легко, как столичный зал «Чайковский», держал Рецептер другой вместительный зал, в Нью-Йорке. В том смысле, что юбиляр, кабы ему пришлось эмигрировать, не пропал бы и все равно остался бы рядом с Пушкиным. Рецептер тут же поправил говорившего, напомнив, что Пушкин был, пользуясь сегодняшним языком, «невыездной», и он тоже никуда не смог бы уехать из России. Хотя от юношеского идеализма у Рецептера, судя по стихам о войне, в том числе, в его родной Одессе, ставшей для него теперь такой недосягаемой, мало что осталось. А вот все таланты у Артиста-именинника и на девятом десятке вполне при нём.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>