Народный артист России, создатель театра «Пушкинская школа» Владимир Рецептер отметил 80-летие в БДТ

Сегодня отметил 80-летие Владимир Эммануилович Рецептер, народный артист России, создатель театра «Пушкинская школа» и Пушкинского театрального центра в Петербурге, режиссер, педагог, писатель, поэт, выдающийся исследователь-пушкинист, а в прошлом – актер товстоноговского БДТ, сыгравший на этой прославленной сцене Петра в «Мещанах», Чацкого, Тузенбаха и десятки других ролей. «Я был одной семидесятой его команды золотой» – написал сам Рецептер в стихотворении «А Гога не выходит в ложу». Рецептер проработал в БДТ без малого четверть века, так что логично, что его юбилейный вечер прошел на обновленной основной сцене Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.
На этой сцене на один вечер уместились и актеры и зрители, рассаженные на трех трибунах. Так что камерный формат сохранился. И хотя поздравительные телеграммы прислали Дмитрий Медведев и Валентина Матвиенко, а среди гостей юбиляра были губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и новый председатель комитета по культуре Константин Сухенко (это его первый официальный выход в новом качестве), не говоря уже о выдающихся деятелях культуры обеих столиц, атмосфера была самая теплая, неофициальная. Поздравления у микрофона сменялись видеоблоками: сменяли друг друга отрывки из «Мещан» Товстоногова, из «Фиесты» Юрского, фотографии из семейного альбома, с которых смотрели не только домочадцы, но и замечательные друзья дома: Булат Окуджава, Наум Коржавин, Станислав Рассадин и другие. Также на экране появился фронтиспис сборника стихов Ахматовой с автографом Анны Андреевны начинающему поэту – Владимиру (или Воле, как называли его близкие) Рецептеру.

Владимир Рецептер
Фото: pushkincenter.ru/
Владимир Рецептер написал книгу про товстоноговский БДТ, непафосную, правдивую. Однако на праздникеон он ни слова не сказал об обидах. Да и в поздравлениях звучали почти исключительно позитивные ноты. Не приехавшая из-за болезни Татьяна Доронина в письме назвала его лучшим Чацким (эту роль Рецептер играл в очередь с Сергеем Юрским) и подписалась: «Твоя Софья». Олег Басилашвили вспоминал, что именно Рецептер, хотя был таким же молодым артистом, как и он сам, часто выполнял рядом с ним функцию режиссера, который точным словом подхлестывал творческую фантазию. А великолепная Светлана Крючкова сыграла крошечный блиц-спектакль, создав из стихов Владимир Рецептера и ярких, как южное солнце, картинок-воспоминаний об их общей театральной молодости образ сильной и гипнотически притягательной творческой личности, родом из «оттепели». Одной из таких картинок стал огромный, на полторы тысячи мест, зал «Чайковский» в Москве, который с легкостью брал совсем молодой человек из Ташкента (этот город появился в личной географии Рецептера уже незадолго до Ленинграда), игравший моноспекткль «Гамлет». Этот совершенно узнаваемый Гамлет-идеалист был из той же «оттепели», что и большинство сидящих в зале: ему было, за что погибать. Тот же фирменный «художественный гипноз» Рецептера, но гораздо позже, когда Владимир Эммануилович уже создал свой театр и искал режиссеров для работы в его «Пушкинской школе», испытал на себе и художественный руководитель БДТ Андрей Могучий: он рассказал у микрофона, как уходил к Рецептеру на переговоры на тридцать минут, а «проваливался» на несколько часов, слушая Пушкина, которого читал Рецептер.
Директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Некрасов назвал «Пушкинский театральный центр» Рецептера «третьим китом» Пушкинского Петербурга – наряду с его музеем и Пушкинским домом, чей директор Всеволод Багно вручил юбиляру к его нескрываемой радости сборник факсимильных рукописей Жуковского.
В заключение вечера талантливые и надежно подсаженные своим учителем на Пушкина молодые актеры «Пушкинской школы» сыграли несколько отрывков из спектакля о Петре Первом, фигуру которого с интересом и упорством исследовал сам Александр Сергеевич. Рыцарская верность Рецептера Пушкину, как выяснилось, касается не только великого наследия русского поэта №1, но и его образа жизни. Кто-то их говоривших обмолвился о том, что столь же легко, как столичный зал «Чайковский», держал Рецептер другой вместительный зал, в Нью-Йорке. В том смысле, что юбиляр, кабы ему пришлось эмигрировать, не пропал бы и все равно остался бы рядом с Пушкиным. Рецептер тут же поправил говорившего, напомнив, что Пушкин был, пользуясь сегодняшним языком, «невыездной», и он тоже никуда не смог бы уехать из России. Хотя от юношеского идеализма у Рецептера, судя по стихам о войне, в том числе, в его родной Одессе, ставшей для него теперь такой недосягаемой, мало что осталось. А вот все таланты у Артиста-именинника и на девятом десятке вполне при нём.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Десять театральных премьер года, ради которых стоит съездить в Москву
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 19 мая 2025 - Умер балетмейстер Юрий Григорович, чьи постановки и редакции классических балетов — основа репертуара Большого театра
- 18 мая 2025 - На «Евровидении» победил австрийский контртенор. Он поет в Венской опере
- 16 мая 2025 - Российский книжный союз выступил с заявлением на фоне «дела издателей»
- 16 мая 2025 - Раскрыты участники и программа концерта «Классика на Дворцовой» ко Дню города
- 15 мая 2025 - Бондарчук снимает в Иране сериал «Трудно быть богом». Смотрим первые кадры
Статьи
-
14 мая 2025, 17:30В Петербурге 17 мая — любимое культурное развлечение весны: «Ночь музеев». Тему «Герои» каждая площадка разворачивает по-своему, предлагая задуматься: кого считать героями, какой путь они проходят, во имя чего совершают подвиги, что защищают и чем вдохновляют других. В 2025 году к акции присоединились 11 новых участников, среди них — Центр истории автотранспорта Ленинграда, музей «А музы не молчали», Европейский университет, Дом Струкова и другие. На этих и других площадках, помимо основной экспозиции музеев, посетителей ждут разные активности — концерты, спектакли, необычные экскурсии, мастер-классы и конкурсы.
-
10 мая 2025, 20:09Недалеко от метро «Горьковская», во дворцах Мичуринской улицы, возвышается небольшой замок, в 2005-м приросший к дому 1910-11 годов в стиле модерн (архитектор Леонид Фуфаевский). Над входом в округлую «башню» крупно значится: «Ананов». Внутри — ювелирное производство, а с этого апреля — ещё и Музей пасхальных яиц (два выставочных зала).
-
08 мая 2025, 02:40