Народный артист России, создатель театра «Пушкинская школа» Владимир Рецептер отметил 80-летие в БДТ

Сегодня отметил 80-летие Владимир Эммануилович Рецептер, народный артист России, создатель театра «Пушкинская школа» и Пушкинского театрального центра в Петербурге, режиссер, педагог, писатель, поэт, выдающийся исследователь-пушкинист, а в прошлом – актер товстоноговского БДТ, сыгравший на этой прославленной сцене Петра в «Мещанах», Чацкого, Тузенбаха и десятки других ролей. «Я был одной семидесятой его команды золотой» – написал сам Рецептер в стихотворении «А Гога не выходит в ложу». Рецептер проработал в БДТ без малого четверть века, так что логично, что его юбилейный вечер прошел на обновленной основной сцене Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.
На этой сцене на один вечер уместились и актеры и зрители, рассаженные на трех трибунах. Так что камерный формат сохранился. И хотя поздравительные телеграммы прислали Дмитрий Медведев и Валентина Матвиенко, а среди гостей юбиляра были губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и новый председатель комитета по культуре Константин Сухенко (это его первый официальный выход в новом качестве), не говоря уже о выдающихся деятелях культуры обеих столиц, атмосфера была самая теплая, неофициальная. Поздравления у микрофона сменялись видеоблоками: сменяли друг друга отрывки из «Мещан» Товстоногова, из «Фиесты» Юрского, фотографии из семейного альбома, с которых смотрели не только домочадцы, но и замечательные друзья дома: Булат Окуджава, Наум Коржавин, Станислав Рассадин и другие. Также на экране появился фронтиспис сборника стихов Ахматовой с автографом Анны Андреевны начинающему поэту – Владимиру (или Воле, как называли его близкие) Рецептеру.

Владимир Рецептер
Фото: pushkincenter.ru/
Владимир Рецептер написал книгу про товстоноговский БДТ, непафосную, правдивую. Однако на праздникеон он ни слова не сказал об обидах. Да и в поздравлениях звучали почти исключительно позитивные ноты. Не приехавшая из-за болезни Татьяна Доронина в письме назвала его лучшим Чацким (эту роль Рецептер играл в очередь с Сергеем Юрским) и подписалась: «Твоя Софья». Олег Басилашвили вспоминал, что именно Рецептер, хотя был таким же молодым артистом, как и он сам, часто выполнял рядом с ним функцию режиссера, который точным словом подхлестывал творческую фантазию. А великолепная Светлана Крючкова сыграла крошечный блиц-спектакль, создав из стихов Владимир Рецептера и ярких, как южное солнце, картинок-воспоминаний об их общей театральной молодости образ сильной и гипнотически притягательной творческой личности, родом из «оттепели». Одной из таких картинок стал огромный, на полторы тысячи мест, зал «Чайковский» в Москве, который с легкостью брал совсем молодой человек из Ташкента (этот город появился в личной географии Рецептера уже незадолго до Ленинграда), игравший моноспекткль «Гамлет». Этот совершенно узнаваемый Гамлет-идеалист был из той же «оттепели», что и большинство сидящих в зале: ему было, за что погибать. Тот же фирменный «художественный гипноз» Рецептера, но гораздо позже, когда Владимир Эммануилович уже создал свой театр и искал режиссеров для работы в его «Пушкинской школе», испытал на себе и художественный руководитель БДТ Андрей Могучий: он рассказал у микрофона, как уходил к Рецептеру на переговоры на тридцать минут, а «проваливался» на несколько часов, слушая Пушкина, которого читал Рецептер.
Директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Некрасов назвал «Пушкинский театральный центр» Рецептера «третьим китом» Пушкинского Петербурга – наряду с его музеем и Пушкинским домом, чей директор Всеволод Багно вручил юбиляру к его нескрываемой радости сборник факсимильных рукописей Жуковского.
В заключение вечера талантливые и надежно подсаженные своим учителем на Пушкина молодые актеры «Пушкинской школы» сыграли несколько отрывков из спектакля о Петре Первом, фигуру которого с интересом и упорством исследовал сам Александр Сергеевич. Рыцарская верность Рецептера Пушкину, как выяснилось, касается не только великого наследия русского поэта №1, но и его образа жизни. Кто-то их говоривших обмолвился о том, что столь же легко, как столичный зал «Чайковский», держал Рецептер другой вместительный зал, в Нью-Йорке. В том смысле, что юбиляр, кабы ему пришлось эмигрировать, не пропал бы и все равно остался бы рядом с Пушкиным. Рецептер тут же поправил говорившего, напомнив, что Пушкин был, пользуясь сегодняшним языком, «невыездной», и он тоже никуда не смог бы уехать из России. Хотя от юношеского идеализма у Рецептера, судя по стихам о войне, в том числе, в его родной Одессе, ставшей для него теперь такой недосягаемой, мало что осталось. А вот все таланты у Артиста-именинника и на девятом десятке вполне при нём.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Эддингтон» с Хоакином Фениксом и Педро Паскалем: Почему новый фильм Астера не смог собрать хаос Америки в целое
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 октября 2025 - Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»
- 17 октября 2025 - Археологи нашли близ Усть-Луги старейшую «крепость» эпохи неолита — ее построили «пришельцы»
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
13 октября 2025, 18:17
-
06 октября 2025, 14:55