Митрополит Тихон усмотрел в новосибирской постановке Вагнера нарушение прав верующих

13 февраля 2015, 18:04
Версия для печати Версия для печати

Еще одна весьма характерная попытка представителей власти (на сей раз – духовной) пресечь свободу художественного творчества отмечена в Новосибирске. По факту заявления Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в прокуратуру для объяснений вызван режиссер вагнеровского «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета Тимофей Кулябин, а также директор этого театра Борис Мездрич. «По поводу вот этих новых всяких постановок я написал письма и губернатору, и в законодательное собрание, и прокурору, но ответов не получил, хотя прошло уже около месяца. Я там говорю только о соблюдении законодательства», — заявил Тихон журналистам в Новосибирске. Видимо, именно факт общения выскопоставленного духовного лица с представителями прессы побудил к действиям местную прокуратуру. Митрополита возмутил факт использования в спектакле «не по назначению» христианской символики. Режиссер Тимофей Кулябин должен явится в прокуратуру для предоставления соответствующих объяснений в ближайший понедельник.

Между тем, необходимо отметить, что названная символика появляется на сцене исключительно в фильме заглавного героя спектакля, кинорежиссера Генриха Тангейзера, или в рекламе этого фильма внутри сюжета. Режиссер представлен персоной далеко не однозначной, да и вся кинотусовка, выведенная в спектакле, выглядит "ярмаркой тщеславия". Мировая – в том числе, давно признанная классической – литература довольно часто изображает людей, относящихся к вере скептически и озвучивающих, нередко, богохульные мысли. Несколько подобных персонажей существует в текстах Достоевского. Если будет создан прецедент и какой-либо художник в широком смысле слова – писатель, режиссер, художник – будет подвергнут наказанию за так называемое «оскорбление прав верующих», то это будет автоматически означать запрещение изображать на сцене героев, критически относящихся к христианству. Абсурдность ситуации налицо. Остается лишь в очередной раз вспомнить Меморандум, подписанный на Втором Международном культурном форуме в Петербурге представителями театров 11 европейских стран и призывающий законодательно закрепить свободу художественного творчества.

Напомним также, что Тимофей Кулябин в данный момент является главным режиссером новосибирского театра «Красный Факел». Это один из самых востребованных и признанных молодых профессионалов страны. Его спектакли идут в театрах обеих столиц. За спектакль «Онегин», поставленный к "Красном Факеле" Кулябин получил спецприз жюри «Золотой маски – 2013». Одна из недавних его премьер, спектакль «KILL», номинирован на грядущую «Золотую маску» в пяти номинациях, в том числе, в номинации «лучшая работа режиссера». С 2015 года Кулябин является получателем Государственной стипендии Правительства Российской Федерации.

Спектакль «Тангейзер» в постановке музыкального руководителя и дирижера Новосибирского театра оперы и балета Айнарса Рубикиса и режиссера Тимофея Кулябина, выпущенный в декабре 2014 года, тоже уже начал собирать награды. На днях он стал лауреатом премии газеты «Музыкальное обозрение» как «лучший спектакль 2014 года». Директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич, являющийся одним из лучших театральных менеджеров России, получил эту же премию в категории «Персоны года 2014».

Напомним также, что история с «Тангейзером» – не первый случай, когда в качестве аргумента против художника выдвигаются «чувства верующих». Недавно депутат Самарской губернской думы Дмитрий Сивиркин обратился в местное министерство культуры с обвинением в адрес артиста Валерия Гришко, исполнившего в фильме Андрея Звягинцев "Левиафан" роль православного архиерея, поддерживающего коррумпированных чиновников. Валерий Гришко, в данный момент возглавляющий Самрский драматический театр, подал в суд на депутата за оскорбление чести и достоинства, оценив нанесенный ему моральный ущерб в миллион рублей.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>