РПЦ + ТВ: Контрольная для взрослых, или Прогнулись не все
Вот и настал праздник Рождества Христова на нашем родном ТВ. Все прошло чинно и благородно, как и положено происходить в эфире главного идеологического и коммуникационного оружия современности. Справедливости ради отметим, что общее число показов богослужений в 2013 году явно снизилось по сравнению с пасхальными телебезумствами двухлетней давности. Нынче удалось насчитать только 6 подобных трансляций в эфире.
В сочельник мы сполна могли насладиться демонстрацией того, как небольшой отряд верующих отправился на рождественские богослужения в разные храмы нашей необъятной Родины и как телевидение с таким же упоением, как при показе ток-шоу «Пусть говорят» или Сomedy Club, стремилось засвидетельствовать собственную духовность и воцерковленность. Все это напоминало советские времена, когда по всем четырем каналам Центрального телевидения демонстрировали программу «Время» или встречу Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева с избирателями Бауманского района Москвы.
Естественно, что в числе истово «верующих православных» каналов оказались: Первый, «Россия-1», Пятый, «Мир» и 100 ТВ в компании со «Спасом». Причем, службы были на любой вкус - от телешоу с участием Патриарха, премьера и его супруги в Храме Христа Спасителя до Казанского собора в Санкт-Петербурге. Не остались в стороне и другие эфирные монстры. Трехбуквенный изрядно пожелтевший канал предпочел трансляции службы показ сериала «Настоятель» про батюшку, который сражается с уголовными элементами, а затем устроил «Рождественскую встречу на НТВ». ТВ-3 показал очередную клерикальную драму «Мария, мать Иисуса». На канале «Санкт-Петербург» целую ночь крутили программы, посвященные Рождеству. Словом, альянс РПЦ и ТВ нынче не выглядел столь подавляющее очевидным, как в прошлые времена, но уважительное отношение к главному общественному институту, претендующему на роль общероссийского духовного пастыря, было очевидным. Чувствуется, что ни Эрнст, ни Куллистиков, ни, тем более, Добродеев, не хотят обижать Его Святейшество Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Гундяева).
Однако в строю участников телепроцесса в рождественскую ночь нашлись и явные ренегаты, презревшие возрастающую роль РПЦ в культурном пространстве нашего Отечества. СТС предпочел показать романтическую мелодраму «Кейт и Лео». ТВЦ вообще сделал вид, что нет никакого Рождества (что, видимо, связано с позицией московского мэра). ТНТ просто не стал менять сетку вещания, продолжая смешить и подглядывать, а канал «Россия-К» вспоминал режиссера Ларису Шепитько, показывая ее давний фильм «Крылья». Понятно, что в стороне остались «Звезда» и «Перец», но вот от «Домашнего» и Рен ТВ я, признаться, подобных антиклерикальных настроений не ожидал. Что-то, видимо, меняется в атмосфере, коль скоро в канун государственного праздника ряд телеканалов, из тех, что постоянно оглядываются и на Кремль, и на резиденцию Патриарха, позволили себе вольность отказать в выражении верноподданнических чувств к РПЦ. А, может быть, просто РПЦ как поставщик новостей всем успела надоесть за 2012 год в связи с историей про трех «кощуниц»?
Есть еще один очевидный мотив, в связи с которым подобное могло произойти. Каналы все больше задумываются о реальной, а не о мнимой аудитории, которая смотрит предлагаемый контент. И здесь топ-менеджеры нашего телерынка сталкиваются с лукавством РПЦ, заявляющей, что в Российской Федерации чуть ли не более 80% населения, находящегося в сознательном возрасте, верят в «господа нашего Иисуса Христа», что есть очевидная неправда, так как известно, что около 30 миллионов граждан России все-таки исповедуют только ислам, а ведь существуют еще и другие религии. Независимые социологические службы давно зафиксировали парадокс. 46,9% опрошенных отвечают, что они верят в Бога. Отвечают. При этом реальные религиозные процедуры и обряды отправляют (то есть ходят в церковь и держат пост) только 1% опрошенных. В целом же, по объективным оценкам специалистов-религиоведов общее число православных верующих в нашей стране на сегодня составляет не более 5% от взрослого населения страны. При этом 79% населения вообще не посещают церковь и не общаются со священниками. Вот и считайте – для какого количества зрителей показывают роскошные церемонии по телевизору в рождественскую ночь.
Понятно, что надо было продемонстрировать то, что гарант Конституции снова вместе с народом встречает Рождество вдали от столичной суеты и пышности, а его «сменщик» отбывает повинность перед очами Патриарха и телекамерами. Любопытно, что даже телетрансляции постоянно прерывались заранее снятыми и подготовленными сюжетами и репортажами, свидетельствующими о том, что фактор зрелищности нынче играет не последнюю роль: аудитория при любых обстоятельствах не должна скучать у телевизора, ее надо развлекать. Все это напоминало контрольную работу, заданную строгим учителем в классе. Никуда от нее не деться, вот и приходится худо-бедно ее писать. А какую оценку при этом получат ученики – это уже вопрос второй. Главное, что она проведена. О том, что такое Закон Божий все школьники страны очень скоро узнают на собственной шкуре, когда учителя в рясах пожалуют согласно новому закону об образовании в среднюю школу. Вот уж когда, думаю, увеличится число атеистов в нашей стране!
Кстати, о лукавстве самих каналов свидетельствуют то обстоятельство, что большинство из них по-тихому свернули свои прямые трансляции часам к двум ночи, хотя известно, что служба в рождественскую ночь длится до четырех утра. Тот же Первый канал запустил клерикальные церковные фильмы о святых ХХ века. «Россия-1», как водится, начала показывать «Остров» Павла Лунгина, а затем – для верности – и его же «Дирижера». Судя по всему, скоро Павла Семеновича возведут в ранг официального киноинтерпретатора канонов и догматов православия и обяжут снимать биографию Иисуса из Назарета, а его «Остров» будут изучать в школе на уроках по основам религиозной культуры. На «Пятерке» опять крутили запись ретро-дискотеки, а на 100 ТВ и вовсе показали драму Юлия Райзмана «Время желаний». А канал «Звезда» и вовсе показывал (непонятно для кого) легендарный польский телесериал «Четыре танкиста и собака».
Утром 7 января все выглядело чинно и благородно. Все выпуски новостей начались с сообщений о приходе православного Рождества и об участии первых лиц нашего Отечества в этом процессе. Затем обязательно показывали Патриарха с его уверенными и благостными словами о светлом празднике. Затем все как-то стихло само собою. Однако и 7-го января телевидение все-таки сумело испортить россиянам православный выходной. Этого было можно ожидать. Радость по поводу отсутствия стареющей Примадонны в новогоднем эфире была недолгой. АБП вернулась на экран Первого канала. Да не одна, а с целой программой «Рождественские встречи Аллы Пугачевой». Вот уж если есть несочетаемые понятия, так это Рождество, святой праздник, и Алла Борисовна, которой что Рождество отмечать, заголяясь в кадре, что с юношей, годящимся ей во внуки, сочетаться браком. Но это уже совсем другая история.
Сергей Ильченко, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.