
РПЦ + ТВ: Контрольная для взрослых, или Прогнулись не все

Вот и настал праздник Рождества Христова на нашем родном ТВ. Все прошло чинно и благородно, как и положено происходить в эфире главного идеологического и коммуникационного оружия современности. Справедливости ради отметим, что общее число показов богослужений в 2013 году явно снизилось по сравнению с пасхальными телебезумствами двухлетней давности. Нынче удалось насчитать только 6 подобных трансляций в эфире.
В сочельник мы сполна могли насладиться демонстрацией того, как небольшой отряд верующих отправился на рождественские богослужения в разные храмы нашей необъятной Родины и как телевидение с таким же упоением, как при показе ток-шоу «Пусть говорят» или Сomedy Club, стремилось засвидетельствовать собственную духовность и воцерковленность. Все это напоминало советские времена, когда по всем четырем каналам Центрального телевидения демонстрировали программу «Время» или встречу Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева с избирателями Бауманского района Москвы.
Естественно, что в числе истово «верующих православных» каналов оказались: Первый, «Россия-1», Пятый, «Мир» и 100 ТВ в компании со «Спасом». Причем, службы были на любой вкус - от телешоу с участием Патриарха, премьера и его супруги в Храме Христа Спасителя до Казанского собора в Санкт-Петербурге. Не остались в стороне и другие эфирные монстры. Трехбуквенный изрядно пожелтевший канал предпочел трансляции службы показ сериала «Настоятель» про батюшку, который сражается с уголовными элементами, а затем устроил «Рождественскую встречу на НТВ». ТВ-3 показал очередную клерикальную драму «Мария, мать Иисуса». На канале «Санкт-Петербург» целую ночь крутили программы, посвященные Рождеству. Словом, альянс РПЦ и ТВ нынче не выглядел столь подавляющее очевидным, как в прошлые времена, но уважительное отношение к главному общественному институту, претендующему на роль общероссийского духовного пастыря, было очевидным. Чувствуется, что ни Эрнст, ни Куллистиков, ни, тем более, Добродеев, не хотят обижать Его Святейшество Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Гундяева).
Однако в строю участников телепроцесса в рождественскую ночь нашлись и явные ренегаты, презревшие возрастающую роль РПЦ в культурном пространстве нашего Отечества. СТС предпочел показать романтическую мелодраму «Кейт и Лео». ТВЦ вообще сделал вид, что нет никакого Рождества (что, видимо, связано с позицией московского мэра). ТНТ просто не стал менять сетку вещания, продолжая смешить и подглядывать, а канал «Россия-К» вспоминал режиссера Ларису Шепитько, показывая ее давний фильм «Крылья». Понятно, что в стороне остались «Звезда» и «Перец», но вот от «Домашнего» и Рен ТВ я, признаться, подобных антиклерикальных настроений не ожидал. Что-то, видимо, меняется в атмосфере, коль скоро в канун государственного праздника ряд телеканалов, из тех, что постоянно оглядываются и на Кремль, и на резиденцию Патриарха, позволили себе вольность отказать в выражении верноподданнических чувств к РПЦ. А, может быть, просто РПЦ как поставщик новостей всем успела надоесть за 2012 год в связи с историей про трех «кощуниц»?
Есть еще один очевидный мотив, в связи с которым подобное могло произойти. Каналы все больше задумываются о реальной, а не о мнимой аудитории, которая смотрит предлагаемый контент. И здесь топ-менеджеры нашего телерынка сталкиваются с лукавством РПЦ, заявляющей, что в Российской Федерации чуть ли не более 80% населения, находящегося в сознательном возрасте, верят в «господа нашего Иисуса Христа», что есть очевидная неправда, так как известно, что около 30 миллионов граждан России все-таки исповедуют только ислам, а ведь существуют еще и другие религии. Независимые социологические службы давно зафиксировали парадокс. 46,9% опрошенных отвечают, что они верят в Бога. Отвечают. При этом реальные религиозные процедуры и обряды отправляют (то есть ходят в церковь и держат пост) только 1% опрошенных. В целом же, по объективным оценкам специалистов-религиоведов общее число православных верующих в нашей стране на сегодня составляет не более 5% от взрослого населения страны. При этом 79% населения вообще не посещают церковь и не общаются со священниками. Вот и считайте – для какого количества зрителей показывают роскошные церемонии по телевизору в рождественскую ночь.
Понятно, что надо было продемонстрировать то, что гарант Конституции снова вместе с народом встречает Рождество вдали от столичной суеты и пышности, а его «сменщик» отбывает повинность перед очами Патриарха и телекамерами. Любопытно, что даже телетрансляции постоянно прерывались заранее снятыми и подготовленными сюжетами и репортажами, свидетельствующими о том, что фактор зрелищности нынче играет не последнюю роль: аудитория при любых обстоятельствах не должна скучать у телевизора, ее надо развлекать. Все это напоминало контрольную работу, заданную строгим учителем в классе. Никуда от нее не деться, вот и приходится худо-бедно ее писать. А какую оценку при этом получат ученики – это уже вопрос второй. Главное, что она проведена. О том, что такое Закон Божий все школьники страны очень скоро узнают на собственной шкуре, когда учителя в рясах пожалуют согласно новому закону об образовании в среднюю школу. Вот уж когда, думаю, увеличится число атеистов в нашей стране!
Кстати, о лукавстве самих каналов свидетельствуют то обстоятельство, что большинство из них по-тихому свернули свои прямые трансляции часам к двум ночи, хотя известно, что служба в рождественскую ночь длится до четырех утра. Тот же Первый канал запустил клерикальные церковные фильмы о святых ХХ века. «Россия-1», как водится, начала показывать «Остров» Павла Лунгина, а затем – для верности – и его же «Дирижера». Судя по всему, скоро Павла Семеновича возведут в ранг официального киноинтерпретатора канонов и догматов православия и обяжут снимать биографию Иисуса из Назарета, а его «Остров» будут изучать в школе на уроках по основам религиозной культуры. На «Пятерке» опять крутили запись ретро-дискотеки, а на 100 ТВ и вовсе показали драму Юлия Райзмана «Время желаний». А канал «Звезда» и вовсе показывал (непонятно для кого) легендарный польский телесериал «Четыре танкиста и собака».
Утром 7 января все выглядело чинно и благородно. Все выпуски новостей начались с сообщений о приходе православного Рождества и об участии первых лиц нашего Отечества в этом процессе. Затем обязательно показывали Патриарха с его уверенными и благостными словами о светлом празднике. Затем все как-то стихло само собою. Однако и 7-го января телевидение все-таки сумело испортить россиянам православный выходной. Этого было можно ожидать. Радость по поводу отсутствия стареющей Примадонны в новогоднем эфире была недолгой. АБП вернулась на экран Первого канала. Да не одна, а с целой программой «Рождественские встречи Аллы Пугачевой». Вот уж если есть несочетаемые понятия, так это Рождество, святой праздник, и Алла Борисовна, которой что Рождество отмечать, заголяясь в кадре, что с юношей, годящимся ей во внуки, сочетаться браком. Но это уже совсем другая история.
Сергей Ильченко, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36