«Новые люди» на Фонтанке.ру: Вера Павловна

03 апреля 2015, 14:04
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка.ру» начинает проект «Новые люди». Новые люди – ключевое понятие романа Чернышевского «Что делать?» Спектакль по этому роману на большой сцене БДТ в постановке художественного руководителя театра Андрея Могучего в ноябре прошлого года. Оказалось, что идеи новых людей, дискредитированные советским социализмом и национал-социализмом в XX веке, в XXI снова стали чрезвычайно актуальны. «Афиша плюс» предлагает читателям проголосовать за близкие им идеи героев спектакля. Результаты ответов проанализируют эксперты: социологи, психологи, философы. Герой первого опроса – Вера Павловна, Верочка.

Собственно, главный постулат так называемых новых людей у Чернышевского – «мое счастье невозможно без счастья другого человека». И, согласитесь, эту мысль с тем же успехом можно отнести и к философии христианства, и к философии буддизма. «Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова». Мы добавим еще двух героев спектакля: Автора (произносящего актуализированный текст Чернышевского) и Рахметова, того самого, о котором из школьной программы помнят лишь то, что он спал на гвоздях. Между тем, Чернышевский вывел его, чтобы стало понятно, что «новые люди» для автора – персонажи обыкновенные, такие, каким может и должен стать каждый уважающий себя и окружающих человек. Между тем как Рахметов – человек, по выражению Чернышевского, особенный.

Итак, Верочка, Вера Павловна Розальская.

Дабы избежать брака по расчету родителей – с подловатым офицером Сторешниковым, – принимает предложение студента Военно-медицинской академии Дмитрия Сергеевича Лопухова. Открывает предприятие нового типа – швейную мастерскую, в которой все работники и хозяйка имеют равные права и делят прибыль поровну. Видит пророческие сны. В романе Чернышевского разговаривает во снах с персонажем, именуемым «Любовью к людям» и транслирующей социал-демократические идеи. В спектакле Могучего, засыпая, вступает в диалог, а затем отчаянно спорит с некоей «Красотой», напоминающей Снежную королеву и излагающей теорию тоталитарного государства.

«Афиша плюс» предлагает выбрать высказывания героини спектакля Веры Павловны, с которыми вы полностью согласны. Итак:

 

Добавим, что зрители спектакля «Что делать» столь охотно откликнулись на предложение БДТ устроить дискуссию, что подобные встречи были «узаконены» театром и стали чем-то вроде второго интерактивного действия спектакля. В обсуждениях проблем сегодняшнего общества вместе со зрителями участвуют не только создатели спектакля во главе с Андреем Могучим, но и приглашенные театром эксперты – философы, социологи, видные деятели культуры и искусства. Ближайшие спектакли «Что делать» с последующими обсуждениями пройдут 30 и 31 мая.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>