«Новые люди» на Фонтанке.ру: Вера Павловна

03 апреля 2015, 14:04
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка.ру» начинает проект «Новые люди». Новые люди – ключевое понятие романа Чернышевского «Что делать?» Спектакль по этому роману на большой сцене БДТ в постановке художественного руководителя театра Андрея Могучего в ноябре прошлого года. Оказалось, что идеи новых людей, дискредитированные советским социализмом и национал-социализмом в XX веке, в XXI снова стали чрезвычайно актуальны. «Афиша плюс» предлагает читателям проголосовать за близкие им идеи героев спектакля. Результаты ответов проанализируют эксперты: социологи, психологи, философы. Герой первого опроса – Вера Павловна, Верочка.

Собственно, главный постулат так называемых новых людей у Чернышевского – «мое счастье невозможно без счастья другого человека». И, согласитесь, эту мысль с тем же успехом можно отнести и к философии христианства, и к философии буддизма. «Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова». Мы добавим еще двух героев спектакля: Автора (произносящего актуализированный текст Чернышевского) и Рахметова, того самого, о котором из школьной программы помнят лишь то, что он спал на гвоздях. Между тем, Чернышевский вывел его, чтобы стало понятно, что «новые люди» для автора – персонажи обыкновенные, такие, каким может и должен стать каждый уважающий себя и окружающих человек. Между тем как Рахметов – человек, по выражению Чернышевского, особенный.

Итак, Верочка, Вера Павловна Розальская.

Дабы избежать брака по расчету родителей – с подловатым офицером Сторешниковым, – принимает предложение студента Военно-медицинской академии Дмитрия Сергеевича Лопухова. Открывает предприятие нового типа – швейную мастерскую, в которой все работники и хозяйка имеют равные права и делят прибыль поровну. Видит пророческие сны. В романе Чернышевского разговаривает во снах с персонажем, именуемым «Любовью к людям» и транслирующей социал-демократические идеи. В спектакле Могучего, засыпая, вступает в диалог, а затем отчаянно спорит с некоей «Красотой», напоминающей Снежную королеву и излагающей теорию тоталитарного государства.

«Афиша плюс» предлагает выбрать высказывания героини спектакля Веры Павловны, с которыми вы полностью согласны. Итак:

 

Добавим, что зрители спектакля «Что делать» столь охотно откликнулись на предложение БДТ устроить дискуссию, что подобные встречи были «узаконены» театром и стали чем-то вроде второго интерактивного действия спектакля. В обсуждениях проблем сегодняшнего общества вместе со зрителями участвуют не только создатели спектакля во главе с Андреем Могучим, но и приглашенные театром эксперты – философы, социологи, видные деятели культуры и искусства. Ближайшие спектакли «Что делать» с последующими обсуждениями пройдут 30 и 31 мая.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>