Je suis узбек: невыдуманные истории «Театра.doc» в Петербурге
Вероятно, самый социально-ответственный из российских театров – «Театр.Doc» – накануне Нового года был без объяснения причин выселен столичными властями из своего помещения, где просуществовал 12 лет. Почему это произошло – понятно: в подвале на 70 мест системно, принципиально и с помощью подлинных документов, с которыми сложно спорить, исследовали жизнь сегодняшнего общества. Целый ряд этих художественных исследований можно в ближайшие дни увидеть на двух независимых петербургских площадках: на «Сцене Эрарта» и в арт-пространстве «Скороход».
Лучшее помещение – с двумя выходами
Выселение «Дока» сопровождалось вопиющими событиями 30 декабря. Во время просмотра фильма «Сильнее, чем оружие» – документальной хроники событий на Украине, снятой десятью украинскими кинематографистами из творческого объединения «#BABYLON’13», в подвал в Трехпрудном переулке ворвались саперы, полиция и мелкие чиновники минкульта. Ничего более изобретательного, чем сигнал о заложенной бомбе, гонители «Театра.doc» не придумали. Помещение было опечатано – несколько сотрудников и друзей «Дока», которые пытались отстоять театральное имущество (в том числе, компьютеры с информацией, необходимой для проката спектаклей) были препровождены в ближайшее отделение полиции. Не пожалели в предновогоднюю ночь и жителей дома – им пришлось три часа провести на морозной улице: одна женщина, говорят, очень переживала, что картошка для салата переварится. На следующий день, 31 декабря, директора «Дока» Елену Гремину вызвали в минкульт, пытались обвинить в незаконном показе фильма, однако принесенные ею учредительные документы, наоборот, подтвердили, что театр действовал в рамках закона. Реалити-шоу с бомбой, между тем, сработало: активы, необходимые для работы театра, остались отчасти за опечатанной дверью, отчасти в РУВД «Пресня».
И тут театру помогли, как это ни парадоксально, документы – исторические и современные. По словам Елены Греминой, именно сейчас она пишет пьесу, связанную с историей коммунистического движения, конкретно – с РСДРП (выстраивание в спектаклях исторических параллелей – один из традиционных для «Театра.doc» приемов осмысления сегодняшней реальности). «Пресненское отделение полиции находится на улице некоего революционера Литвина-Седого, – рассказала автору этих строк Гремина. – Изучая документы, я неожиданно обнаружила его слова: «Хорошее помещение – то, в котором два выхода». И меня осенило, что, раз черный ход не опечатан, мы можем им воспользоваться. Тем более, что в ряде документов не обнаружилось даже даты – точно как у гоголевского сумасшедшего «Никоторого числа. День был без числа».
No comment
Так мы тихо открыли черный ход и тихо вынесли вещи. А после этого, поскольку билеты на спектакли были проданы, я посоветовалась с юристами, которые обнаружили в документах множество некорректностей, и издала приказ о продолжении деятельности театра. И мы сыграли в своем теперь уже бывшем помещении «Берлуспутина» и «Язычников», проводя зрителей через черный ход.
Обжитое за 12 лет помещение «Театр.doc» освободил сразу после новогодних праздников. И у этой, несомненно, удручающей истории, есть, как минимум, два обнадеживающих итога. Первый – форменная истерика властей по поводу крошечного, но гордого театра, который даже политикой впрямую не занимается, а просто собирает документальную информацию, по преимуществу, о российской реальности и придает ей театральные формы. Второй – сотни людей, готовых реально поддержать опальный театр: не только люди, с театром сотрудничающие – режиссеры, художники, актеры, но и зрители мобилизовали свои усилия и связи, и бросились сначала искать новый дом для «Дока», а потом ремонтировать его. Открытие нового помещения во флигеле усадьбы Савиных-Закревских 18 века на Разгуляе (точный адрес: Спартаковская, 3 – строение 3) запланировано на 14 февраля текущего года. Грандиозный по масштабу ремонт проведен в полуторамесячный срок силами исключительно друзей.
Директор "Театра.doc" Елена Гремина в новом "Доке" на Разгуляе
Параллельно продолжаюбт играться спектакли: площадки для них бесплатно предоставляют театры, арт-галереи, коворкинги и так далее. Петербург тоже не остался в стороне: Эрарта, недавно открыв театральную сцену, объявила о проекте «Сезон театра.doc@spb», а «Скороход» организовал разовые гастроли в рамках проекта «Другая столица».
Что такое документальный театр вообще и «Театр.doc» в частности?
Документальный театр – это весьма распространенный в цивилизованном мире тип осмысления действительности. Сырьем для создания сценической реальности здесь служат документы, которые артисты, драматурги, режиссеры или отыскивают в истории и повседневности, или создают сами, используя прямую речь реальных людей (так называемая техника «вербатим»). В последнем случае, это могут быть опросы случайных представителей общества на неслучайную, а, наоборот, интересующую театр тему – например, о мигрантах и миграции. Или опросы конкретных людей определенного социального статуса – тех же мигрантов, зэков, представителей шоу-бизнеса, нефтяников, etc. Или разговор с экспертами – специалистами по той или иной достаточно узкой теме: демографами, юристами, социологами, врачами.
Конкретно в «Театре.doc», который в начале нулевых организовали два именитых драматурга Елена Гремина (ставшая директором) и Михаил Угаров (художественный руководитель «Дока»), от рождения сотрудничал с ведущими представителями движения «новая драма» и в значительной степени это движение формировал: именно в «Доке» российские драматурги заразились исследовательской бациллой, создавая один за другим тексты по реальным документам, отправляясь в командировки в зону, на огромные рынки на окраине столицы, внедрялись неузнанными в команды телешоу (возможно, кто-то из петербуржцев помнит спектакль «Большая жрачка», показанный на «Балтийском доме» лет десять назад – убийственная правда о том, как делаются телешоу). Одним из самых известных высказываний «Дока» недавнего времени стал спектакль «Час восемнадцать» – столько времени умирал в СИЗО «Матросская тишина» от панкреатита оставленный без медицинской помощи и в наручниках адвокат Сергей Магнитский. При этом, не будучи осужденным. Характерно, что спектакль выдержал максимально спокойный тон: озвученные актерами «Дока» одно за одним свидетельства следователя, врача в СИЗО, медсестры скорой помощи, матери погибшего адвоката и еще нескольких официальных лиц оказались достаточно красноречивыми, поэтому произносились бесстрастно. Особенно впечатлило экспертное свидетельство постороннего врача, сухо описывающего как именно умирают от панкреатита – как реагирует организм на болевой шок и что за этим следует.
Сцена из спектакля "БерлусПутин"
Фото: Сайт "Театра.doc"/ Полина Королева
Ставили в «Театре.doc» и готовые пьесы – по большей части, зарубежные. Например, того же самого «БерлусПутина» – замечательный фарс нобелевского лауреата, итальянца Дарио Фо, где рассказывается о том, как отставленный Берлускони приезжает погостить на дачу к российскому лидеру, в этот момент на Путина совершается покушение, но его лишь ранят в голову, а гостя убивают. И врачи принимают решение ради спасения жизни Путина пересадить ему еще теплый мозг Берлускони. В оригинале текст называется «Двуглавая аномалия», и в Европе подобные тексты ни у кого не вызывают ни единого вопроса, поскольку представители власти любого ранга воспринимаются как функционеры и только.
Не будем вдаваться здесь в особенности нашего национального сознания, которое способно прижизненно канонизировать верховную власть: все помнят восторженный возглас одной россиянки на Красной Площади «Путин – он же святой!», выложенный на YouTube. Но создатели того ролика сработали по тому же принципу, по которому часто работают в «Театре.doc»: человек с камерой отправился собирать мнения соотечественников в столице по поводу присоединения Крыма. При этом, что характерно, «Док» впрямую никого и ни за что не агитирует. Театр ставит своей целью донести до людей подлинную информацию, которая включила бы лампочки в мозгах, заставила их работать, анализировать самостоятельно то, что происходит за окном. Но, наверное, самая главная функция этого театра – предоставленная возможность любому человеку ощутить вкус свободы, который так важен создателям этого театра и всем без исключения участникам конкретных спектакля. И который на расстоянии вытянутой руки – а в «Доке» никакой сцены нет – оказывается невероятно заразительным, пьянящим.
Говорит и показывает «Док», Москва – Петербург
Прямо сегодня и в последующие дни в Петербурге можно увидеть четыре спектакля «Театра.doc». На Сцене Эрарта – «150 причин не защищать Родину» 10 и 11 февраля и «Зажги мой огонь» 4 и 5 марта. В арт-пространстве «Скороход» – «Аляска» 12 февраля и «Акын-опера 2» 13 февраля.
Художественный руководитель "Театра.doc" Михаил Угаров на афише петербургских гастролей в Эрарте
На вопрос, как происходил отбор спектаклей для петербургских гастролей, Елена Гремина сказала, что единственным принципом было желание не подставить людей, которые вызвались оказать поддержку театру в столь трудный период. Поэтому политических спектаклей «Док» не привез. «150 причин не защищать Родину» – это вовсе не то, что вы, возможно подумали. Елена Гремина, которая в данном случае выступает и как драматург, и как режиссер, попыталась художественно воссоздать «день в истории» 29 мая 1453 года, опираясь на византийские и турецкие документы. День падения Константинополя, крах великой империи, разыгрывается женщинами – тем самыми мирными жителями, которые не имеют никакой возможности защититься от войны.
«Акын-опера 2» – спектакль-концерт с участием таджикских мигрантов, собирателей фольклора и профессиональных музыкантов Покизы Курбонасеновой и Аджама Чакобоева. «В «Акын-опере 2» мы хотим дать возможность высказаться любому желающему мигранту. Пусть приходит со своей историей, а мы поможем сделать из нее песню (или танец). Ни один из спектаклей «Акын-опера 2» не будет повторять другой», – сказано в тексте от театра.
«Аляска» – мексиканская пьеса о любви, поставленная Михаилом Угаровым. Как представляет спектакль Елена Гремина: «Любовь в «Аляске» оказывается властной вертикалью – тут, любящий человек, оправдывая себя любовью, нарушает все границы, любовная страсть норовит превратиться в жажду полного доминирования». Вполне узнаваемо, не так ли?
Наконец, «Зажги мой огонь» – апокрифы из жизни рок-музыкантов Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса, которые собрались, по свидетельству очевидцев, в исключительное по духу свободы зрелище.
Сейчас в репертуаре «Театра.doc» два десятка спектаклей. И, если верить Эрарте, до конца сезона у нас есть шанс увидеть их все. Информация о них доступна на сайте театра. В ближайшее время, по словам Елены Греминой, выйдет еще шесть театральных проектов.
Это собственная премьера Елены Греминой «Старообрядцы» – бродилка на древнерусском языке, основанная на текстах 17 века, сочинениях древнерусских писателей: в частности, на стихах диакона Федора, тексте протопопа Аввакума, Житии боярыни Морозовой. Гремину заинтересовала, по ее словам, не история религиозных диссидентов, а история идеалистов, оставивших нам в наследство Бахрушинский музей, Третьяковскую галерею, Московский художественный театр. Также репетируется проект «Сироты»: одаренный литератор и блогер Артем Материнский создает текст по реальной истории о приемной матери, не выдержавшей взятого на себя бремени и решившей вернуть неуправляемого удочеренного подростка обратно в детдом – постановкой займется режиссер «Берлуспутина» Варвара Фаэр. Автор проекта «Акын опера» Всеволод Лисовский читает с бездомными Платона, одновременно проводя ряд исследований, результаты которых и покажет в будущем спектакле. Что до руководителей и идейных лидеров «Театра.doc», то Михаил Угаров (режиссер, в том числе, спектакля «Час восемнадцать») занимается новой пьесой замечательного драматурга Максима Курочкина «Кандид». А сама Елена Гремина только что получила пьесу про «Болотное дело» Полины Бородиной, которая несколько месяцев собирала материал, беседовала с родственниками сидельцев и другими свидетелями событий.
…Вроде бы в прямой политической направленности, а тем более, в политической агрессии спектакли «Дока», действительно, не обвинишь. Но на первом же сыгранном в Петербурге спектакле под названием «Узбек» стало понятно, как этот театр воздействует и почему власти так напуганы его вполне интеллигентной, исследовательской работой. Вот выходит на сцену Талгат Баталов, актер и режиссер «Дока», а по происхождению – татарин из Ташкента, и рассказывает собственную историю ассимиляции в столице – с демонстрацией целого вороха документов, добытых ценой потери веры в человечество. И ты в зале, слушая этот остроумный монолог, вдруг начинаешь испытывать замешательство оттого, что каждая вторая история оказывается до боли знакомой. Потому что любое столкновение с государством – даже на уровне, скажем, получения медицинской справки водителя – превращает тебя в бесправного «узбека», и наличие у тебя российского паспорта ничего не меняет по сути: те же «богини» в кабинетах, глядящие на тебя как на низшее сушество, та же система непрерывных "проветриваний" и обеденных перерывов, заставляющая тратить дни на элементарные вещи, которые в Европе требуют только 10-минутного общения с семейным врачом и владения компьютером. Так что в финале спектакля испытываешь неодолимое желание взять один из гуляющих по залу листков-свидетельств, написать на нем жирно «Je suis узбек» – и встать рядом с исполнителем.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны