Русский музей следит за судьбой олигархов и строит «менее оптимистичные» планы на год

05 февраля 2015, 18:35
Версия для печати Версия для печати

Миллион двести тысяч посетителей — с этим приятным показателем Русский музей простился с 2014 годом. В новый же год крупнейшее в мире собрание русского искусства вступает с осторожными чувствами. Подорожания билетов не ожидается, а вот вход в Летний сад может стать платным. Обо всем этом петербургским СМИ рассказал директор Русского музея Владимир Гусев.

Итоги прошлого года, и впрямь, впечатляют. «Вечно второй» петербургский музей в 2014 году старался взять и качеством, и количеством. 34 выставки проведены в родных залах, 28 — в субъектах Российской Федерации и 17 в зарубежных музеях. Главные темы: петербуржцы смогли погрузиться в историю русского женского костюма, отдать должное Николаю Рериху, Григорию Угрюмову и Александру Самохвалову. «Девятый вал» Айвазовского съездил в маленькую Сатку, что в Челябинской области (с этим городком у Русского музея давняя дружба), работы Константина Коровина выставлялись в Мурманске и Петрозаводске, а Карла Брюллова — в Ярославле. Русский музей показывал Казимира Малевича в Германии и Великобритании, а Василий Кандинский пользуется большой популярностью в Южной Америке: только за последние полтора месяца экспозицию, разместившуюся в городе Бразилиа, посетило около 400 тысяч зрителей.

Отдельным поводом для гордости музея стала сеть развернутых в разных весях его виртуальных филиалов. В прошлом году они были открыты в Ангарске, Южно-Сахалинске, Калуге, Шлиссельбурге, Анкаре и других городах, в результате чего сеть теперь насчитывает 158 филиалов. Владимир Гусев особо упомянул успехи в деле распространения русского искусства в Антарктиде: на ледовом континенте уже существовал виртуальный филиал на станции «Новолазаревская», а в прошлом году директор Русского музея присутствовал на открытии второго — теперь на станции «Беллинсгаузен». «Я бы сам никогда туда не поехал — болтаться, как два наших депутата. Это событие — продвижение русского искусства за рубежом, на станции было много посетителей из Чили, Уругвая, Аргентины» – отметил Гусев и тут же поделился с собравшимися приятными воспоминаниями о чилийском мясе и винах.

Гораздо менее благодушной оказалась часть беседы, посвященная году грядущему. «Наши планы на 2015 год менее оптимистичны, но жаловаться в условиях сложившейся ситуации — дурной тон. О будущих проектах и объёмах реставрационных работ приходится говорить сдержанно, финансовая ситуация будет меняться — и не в лучшую сторону», – откровенно признался директор Русского музея. Тем не менее, в нынешнем году запланировано проведение пятнадцати выставок, среди которых выделяются приуроченные к юбилейным датам выставки работ Павла Федотова — из коллекции Русского музея и Третьяковской галереи — и Валентина Серова. Последняя названа «Серов не портретист», ее составители постарались взглянуть на творчество художника под непривычным углом и покажут нам все крупные работы Серова — кроме портретов.

Ожидается большой интерес публики к выставке «Дары и поступления», на которой будут представлены около 400 вещей из 30 000 произведений, поступивших в фонды музея с 1998 по 2014 год. В начале мая в музее покажут произведения искусства, рожденные в Ленинграде в блокадные годы. Ценным качеством Русского музея является то, что, пожалуй, только здесь петербуржцы могут познакомиться с периодом реализма, который на фоне нашествия «актуального» искусства смотрится каким-то парией. Оказывается, этот творческий метод еще жив — ему посвящена выставка «Реализм. 21 век».

Скоро откроются залы первого этажа Михайловского дворца, обновленные после реставрации. Здесь прошла реэкспозиция: появились залы исторической живописи, пейзажа, Крамского, Перова, Шишкина, Саврасова, Ге, а также художников-академистов: Флавицкого, Смирнова и Семирадского. Будет продолжен проект «Сага о Романовых»: в Михайловском замке будет представлена выставка, посвященная художественному наследию России времен Петра Первого.

С гораздо большей осторожностью Владимир Гусев говорил о запланированных зарубежных выставках. Но точно известно, что состоятся выставки «Малевич и русский авангард» в Бергамо, ретроспектива марка Шагала в Брюсселе, «Русский авангард» в Мехико и Вене. Отдельной вехой станет открытие испанского филиала Русского музея в испанской Малаге: вниманию посетителей здесь предстанут выставки «Пять веков русского искусства», «Русское искусство эпохи Дягилева» и «Павел Филонов».

В контексте планов на будущее особое звучание приобрела тема благотворительности и меценатства. Например, тот же проект создания виртуальных филиалов Русского музея осуществляется без государственного участия, деньги на него дает группа компаний АФК «Система», глава которой Владимир Евтушенков только-только вышел из-под домашнего ареста. «Мы с тревогой следим за судьбой олигархов, которые должны нам помогать», – отметил Владимир Гусев.

И, конечно, не могла не прозвучать тема повышения платы за вход в музей. Собравшихся успокоили: подорожания билетов в музей не планируется, льготы будут сохранены, а вот в Летний сад, возможно, начнут пускать за «умеренную плату». «Но нужно, чтобы в Летнем саду было, на что посмотреть, чтобы мы не торговали видом на Провал», – заключил директор Русского музея.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

 

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>