Предлагаемые обстоятельства – семейные

31 января 2015, 23:57
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге на том же месте, с тот же час, что и ежегодно, начиная с 1998 года – а именно, в Доме актера, 31 января в 15.30 – вручили Независимую актерскую премию им. В.И. Стржельчика. Жюри в составе старожилов БДТ им. Г.А.Товстоногова Людмилы Шуваловой-Стржельчик, Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили выбрало традиционно единственного нового лауреата. А именно: актера МДТ – Театра Европы Игоря Черневича, сыгравшего Гаева в спектакле Льва Додина «Вишневый сад». Решение, надо признать, снайперски точное.

Премия Стржельчика, пожалуй, действительно, самая независимая из всех существующих театральных премий. Тут невозможно даже допустить никаких подковерных игр. Поскольку между театральным опытом и вкусом триумвирата жюри и лауреатом не стоит никто. Актриса и режиссер БДТ, вдова народного артиста СССР Владислава Стржельчика, Людмила Шувалова, а также партнеры Стржельчика Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в течение года отсматривают премьеры и выбирают из актерских работ ту, которая кажется им наиболее соответствующей духу и уровню того театра, в котором расцвел уникальный талант Стржельчика и мастерству этого большого Артиста. Обычно выбор бывает настолько безукоризненным, что остается только дивиться тонкости слуха, остроте глаза и внятности критериев жюристов, у которых стоило бы поучиться иным критикам. Каждый раз Алиса Фрейндлих пытается изящно, по-женски и по-королевски, как умеет только она, продекларировать тот факт, что решение жюри не претендует ни на объективность, ни на особый вес в профессиональном сообществе, что его и словом-то «жюри» можно назвать лишь весьма условно. «На самом деле, мы просто три престарелых и бесконечно любящих Владислава Игнатьевича друга. 17 лет выискиваем синхронности, рифмы в том театральном деле, которое в Питере живет. Надеемся, мы не очень вас разочаровали. Сегодняшнее наше решение сейчас огласит Басилашвили», – произнесла Алиса Бруновна в этот раз.

Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих

Фото: Юлия Кудряшова

Но на самом деле, как раз эта «семейная премия», вручаемая в день рождения бесконечно дорогого для многих собирающихся в зале людей человека, Артиста, для сообщества оказывается куда какой весомой. Тому, кто год от года приходит в этот зал Дома актера, не надо объяснять, почему, а остальным, пожалуй, можно и пояснить.

На церемонии непременно показывают видеосюжеты – нарезку фильмов и спектаклей с участием Стржельчика. И это чрезвычайно важная часть ритуала вручения Премии: благодаря ей, снова и снова восстанавливается та планка мастерства, от которой учредители отказываться не намерены. Иные сюжеты повторяются, но удивительно, что главный рулевой Премии, покровительница петербургских артистов Нелли Бродская умудряется находить все новые кадры, которые, по ее словам, попадают в руки видеомонтажеров буквально в ночь перед церемонией. Нынче, например, впервые был показан отрывок из телефильма «Перед бурей» (по горьковским «Последним»), где Стржельчик явился полицмейстером Коломийцевым, которого наделил царственной статью и непререкаемыми интонациями – герой выглядел настолько на своем месте в роли стража порядка, что сам факт откровенного хамства домочадцев такому человеку зримо свидетельствовал о ближайшем крахе империи. И так с каждым эпизодом: достаточно несколько секунд понаблюдать за Стржельчиком в роли, чтобы мгновенно достроилось то, что осталось за кадром, весь сюжет фильма или спектакля.

Жюри Независимой актерской премии им. В.И.Стржельчика: Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Людмила Шувалова-Стржельчик
Жюри Независимой актерской премии им. В.И.Стржельчика: Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Людмила Шувалова-Стржельчик

Фото: Юлия Кудряшова

Стржельчик сыграл немало своих коллег – актеров: каждый год на видео кого-то из них увидишь обязательно. Нынче актеров было больше обычного, и можно было убедиться, насколько они непохожи друг на друга: к примеру, амбициозный комедиант из «Карьеры Артуро Уи», этакий король в рубище, требующий от Лебедева – Уи сомкнуть руки «на уровне детородного органа» – и русский артист из «Провинциального бенефиса», с исключительным восторгом, снизу вверх глядящий на оперную приму в исполнении Галины Вишневской и не смеющий назвать ее именем Любы Отрадиной, которую знал много лет назад. И был в одном из сюжетов на экране артист Стржельчик собственной персоной – в знаменитом документальном фильме Семена Арановича «Сегодня – премьера» 1965 года, посвященном премьере «Трех сестер» Товстоногова. Камера надолго останавливается на красивом лице Владислава Игнатьевича, слушающего режиссера: ему предстоит сыграть великодушного учителя Кулыгина, которому жена, Маша – Доронина будет изменять с ослепительным полковником Вершининым – Копеляном. Невероятная, на взгляд со стороны, роль для Стржельчика, но таково было видение артиста Товстоноговым: казалось бы, двухсотпроцентный герой-любовник Стржельчик в спектаклях Гоги неизменно появлялся уязвимым, негероичным, подчас смешным, часто эксцентричным – и именно при таких стилевых поворотах талант актера проявлялся во всей его разнообразной роскоши. И, пожалуй, именно существование в товстоноговской труппе такого блистательного мастера, как Стржельчик, чей дар раскрылся в максимальной, как кажется, полноте, позволяет говорить об идеальной модели театра – той, где режиссер может состояться, лишь превратив актера в своего совершенного и при этом равновеликого единомышленника. Есть множество театральных моделей, типов театра – в нынешнюю постдраматическую эпоху всякий режиссер вполне может создать собственную модель, подтверждающую тот или иной манифест нового театра, но всякий раз на церемонии Премии Стржельчика впиваешься глазами в экран и теряешь какую бы то ни было способность сопротивляться гипнозу артиста, чей талант огранялся мастерской режиссурой на протяжении десятилетий. Эффект сохраняется, даже если экран транслирует не спектакли БДТ, а телефильмы той поры. И лауреат Премии Стржельчика 2015 года подтверждает эти мысли: тот Гаев, который возник на сцене МДТ – Театре Европы в исполнении Игоря Черневича, мог родиться только в рамках жесткой режиссуры Додина и в результате того долгого пути, который прошел актер в спектаклях этого мастера.

И так закономерно, естественно в качестве главного лейтмотива церемонии возникла семейная тема, зарифмованная с темой театра-дома, в котором люди связаны друг с другом не только профессиональными, но и глубокими личными узами. Впервые за историю премии концерт был устроен силами музыкантов БДТ: ноктюрн Шопена прозвучал в исполнении Веры Ионовой, а затем пространство зала прорезали звуки «любимой трубы Кирилла Лаврова» в руках/губах музыканта Леонида Соколова. Где-то между ними вклинился Владимир Рецептер, прочитавший собственные стихи, посвященные «старшему брату» Стржельчику (Рецептер проработал в БДТ с 1963 по 1987 год). Вел церемонию, как и в прошлом, и в позапрошлом году, актер труппы БДТ Валерий Дегтярь, ему помогала Юлия Рудина (хоть и не актриса БДТ, но лауреат Премии Стржельчика), а из зала, как водится, в микрофон звучал строгий голос Нелли Бродской, без которого церемония все равно не соберется в целое, сколько ее ни репетируй. Так уж в этом доме повелось. Но главное, в процессе церемонии стало понятно, что за годы своего существования – с 1998-го – Премия объединила лучших представителей театрального Питера в единую семью: здесь, у портрета Стржельчика, 31 января собираются, по мере возможности, лауреаты прежних лет Эра Зиганшина, Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Игорь Иванов, Ксения Раппопорт, Наталья Фиссон, Елена Попова, Александра Куликова, Полина Толстун, Валерий Дегтярь, а оставивших этот мир Андрея Толубеева и Андрея Краско непременно вспоминают. И эти имена – бесспорный the best – не только в городских, но и в российских масштабах.

Лауреат Независимой актерской Премии им. В.И. Стржельчика - 2015 Игорь Черневич
Лауреат Независимой актерской Премии им. В.И. Стржельчика - 2015 Игорь Черневич

Фото: Сергей Михайличенко

До объявления лауреата дело намедни дошло быстрей, чем обычно. И эту миссию выполнил, как уже было сказано, Олег Басилашвили, в то время как две прекрасные дамы, Людмила Шувалова и Алиса Фрейндлих стояли рядом, выражая полное с ним единодушие. Прежде, чем произнести имя, написанное в дипломе, Басилашвили поинтересовался, сделать ли это сразу или поинтриновать, и, поскольку Нелли Бродская оказалась «на месте» и безошибочно определила необходимость драматического напряжения, Олег Валерианович произнес основательный и выверенный 10-минутный монолог из тех, что ему, в отличие от большинства артистов, так исключительно удаются. Он начал с поздравления с днем рождения Владика, своего частого партнера. Потом рассказал о том, какими невероятно разными были глаза Стржельчика в различных образах – каким стальным взглядом опытного волка глядел на мир его Беркутов из «Волков и овец» и как его скупщик мебели Соломону Грегори из «Цены» Миллера был человеком с глазами, которым всегда хотелось исповедаться. Басилашвили говорил о мастерстве актера, как может говорить именно актер, осязаемо и прочувствованно описывая детали и нюансы мастерства: например, то, как Василий Качалов, играя Гаева в «Вишневом саде» во МХАТе, чтобы не закричать от боли, запихивал в рот целиком свой белый платок. Или как в спектакле Юрия Погребничко Гаев выглядел странным человеком в пальто, накинутом прямо на голое тело, но вдруг он проводил пальцем по стене и произносил: «Смотри-ка, сад весь белый», – и в этот момент, уверил всех Басилашвили, у него внутри что-то переворачивалось, болезненно, необъяснимо. Сам Олег Валерианович, по его словам, играл Гаева плохо, – хотя, кто, подобно автору этих строк, видел того большого ребенка в спектакле Адольфа Шапира, удивительным образом сохранившего непосредственный взгляд на мир, вряд ли с ним согласится. Наконец, Басилашвили, дотянув нить напряжения почти до предела, добрался до Гаева в «Вишневом саде» Додина: «Этот персонаж потряс меня тайной, которая есть в Гаеве, но которую я до сих пор не могу разгадать», – произнес Басилашвили и подробно описал два момента. Первый – знаменитый эпизод про «Многоуважаемый шкаф», где артист Игорь Черневич обращается к предмету мебели таким образом, чтобы подчеркнуть ничтожество Лопахина. Второй – в финале третьего чеховского действия, где во время монолога Лопахина, объявляющего о своей покупке сада, Гаев – Черневич «ест рыбу – и за этим человеком стоит такая большая боль, такое желание не расплескать себя, что внешне он как будто равнодушен».

Более достойного лауреата, чем Игорь Черневич, сложно было бы найти, о чем «Фонтанка» писала еще в конце прошлого сезона в связи с объявлением номинантов «Золотого софита». И из того, что просчеты официальной городской театральной премии восполнила премия неофициальная, независимая, актерская, следует простой вывод: чтобы оценить мастерство, надо самому быть мастером, а не чиновником и не администратором. В этом смысле, и члены жюри, и номинант оказались достойны выдающегося именинника.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>