Пример для подражания: в Москве «зажгли» Станиславского

28 января 2015, 14:06
Версия для печати Версия для печати

26 января в Москве открылось одно из самых неожиданных, перспективных и разумно устроенных театральных пространств: после полутора лет строительных и реставрационных работ впервые принял зрителей Театр им. Станиславского на Тверской, который теперь именуется «Электротеатр Станиславский». У тех, кто окажется в столице, есть множество причин не проходить мимо этого места, расположенного в самом центре мегаполиса и отстроенного заново без копейки бюджетных денег.

Раз, два, три, Станиславский, гори!

История реновации Драматического театра им. К.С.Станиславского проста и поучительна. Это сейчас – под именем «Электротеатра» – он уже несколько месяцев находится в топе новостных лент, им интересуется мэр Москвы и другие важные чиновники, его пространство и архитектурные перспективы привлекают устроителей крупнейших фестивалей. А совсем недавно тут менялись худруки, один за одним планомерно съедаемые труппой, в министерство отсюда сыпались письма о том, как порочится великое наследие основателя русского психологического театра Станиславского, и в неудобном вытянутом кишкой в длину залом (столетие назад здание строилось и функционировала как знаменитый на всю Москву кинотеатр – «Электротеатр АРС») шли спектакли, которые не номинировались на «Золотую маску», потому как были они в лучшем случае среднестатистическими. Режиссерам-экспериментаторам театр был неинтересен, поскольку не было у него никаких технических возможностей, а сцена-коробка ограничивала и те, что были. Словом, такой провинциальный театр стоял в самом центре Москвы, казалось, без единого шанса стать центром театральной жизни, которая в столице нынче – невероятно бурная и разнообразная. И вот явился Юхананов, который для начала предложил простую идею новой жизни «Театра Станиславского»: превращение театра и прилегающих территорий в открытое многофункциональное театральное пространство в центре Москвы. И в очередной раз доказал правоту булгаковского профессора Преображенского, утверждавшего, что «разруха – не в клозетах, а в головах».

Борис Юхананов, художественный руководитель
Борис Юхананов, художественный руководитель "Электротеатра Станиславский"

Фото: Артур Торосян

Борис Юхананов, выигравший конкурс департамента культуры Москвы (конкурс, подчеркну, чисто идеологический, потому что все преобразования оплачены частным Фондом поддержки Электротеатра), поскольку, по словам главы этого департамента, Сергея Капкова, предложил создать совершенно новый, современный театр, долгие годы имел стойкую репутацию маргинала, едва ли не подпольщика, которую имеют многие ученики мэтра режиссуры Анатолия Васильева, свысока поглядывающие на окружающую театральную попсу. И невозможно было вообразить Юхананова, с утра принимающего мэра Москвы Собянина, а вечером организующего масштабное светское мероприятие – пролог к открытию театра: с 3D-мэппинг-шоу под специально созданную молодым композитором Дмитрием Курляндским атональную музыку. Однако такой вечер случился, он проходил в отеле напротив здания «Электротеатра», по которому сначала медленно плыл многократно размноженный лик Станиславского, потом бежали световые дорожки и геометрически формы, и, наконец на стене застыл Станиславский в центре солнечного круга, которого даже самые отъявленные циники бросились фотографировать, настолько замечательно-концептуальной выглядела эта инсталляция на фоне сверкающей новогодними гирляндами центральной улицы Москвы.

Юхананов при этом тоже был в центре, встречал гостей, разъяснял им суть своей идеи и выглядел совершенно на месте.

Тройная революция

Юхананов рассказывал, что его концепция новой жизни театра базировалась на идее трех революций: революции пространства, революции сознания и революции тела. Пространство должно было стать максимально отрытым и максимально функциональным. То есть, нелепое гигантское фойе первого этажа превратилось в галерею с высокими потолками, на которые подвешена осветительная аппаратура – сюда легко встанет любая выставка, инсталляция, любой перформанс наполнит эту нейтральную территорию нужным смыслом. Стены в галерее – несплошные, они состоят из панелей или рей, подсвеченных с обратной стороны, отчего эти стены – не давят, а будто бы сами дышат. Центральные и иные перегородки (как выясняется, не только на первом этаже, но и на втором, где располагается зал) устроены по типу ширм: мгновенно сдвигаются, образуя еще одну стену, или раздвигаются, делая пространство полностью открытым. В этом огромном нижнем фойе-галерее сейчас проходит выставка фотографий немецкого фотографа Йоханны Вебер, снимавшей спектакли греческого режиссера Теодороса Терзопулоса: на одном из огромных фотопанно – полуобнаженные тела людей, замершие в неустойчивых позах, между ними красные платки. Не иначе это сцена из спектакля «Персы», единственной трагедии Эсихила, написанной не на мифологический сюжет, а на исторический и посвященной разгрому войска персов греками в морском сражении при Саламине.

Греческий режиссер Теодорос Терзопулос в фойе Электротеатра
Греческий режиссер Теодорос Терзопулос в фойе Электротеатра

Фото: Артур Торосян

Из такого фойе уходить не хочется, в нем хочется зависнуть с чашечкой кофе и хорошей книжицей, и это теперь запросто можно сделать, поскольку в день открытия театра здесь отрылась еще и книжная лавочка – кстати, филиал петербургского «Порядка слов», и кафе тоже работает с утра до позднего вечера. Про wi-fi, полагаю, можно даже не уточнять, он есть по определению. Но просторным и светлым фойе, по духу теперь походящим на итальянские галереи, дело не ограничится. Через три месяца из него распахнутся двери в «Театральный дворик» – преображенное пространство под открытым небом площадью более 400 квадратных метров, где тоже можно будет устраивать разного рода художественные акции и к которому вплотную примкнет малая сцена.

Не менее, а может, и самые значительные по своей революционности преобразования коснулись собственно зала. Он превратился в совершенно пустое пространство – в том смысле, в котором книгу с таким названием писал выдающийся английский режиссер Питер Брук, имея ввиду пространство, готовое наполниться чем угодно. Сцену-коробку разрушили, пол оснастили плунжерной системой, так что, как сформулировал Юхананов: «Любой сантиметр этого пространства может, по желанию режиссера, стать площадкой для игры, а может – зрительской территорией». По словам Юхананова, сейчас в театре установлена уникальная световая и звуковая аппаратура последнего поколения, так что возможности режиссеров, которые приглашены на постановку, технически практически безграничны. Петербургу тут есть что ответить: зал Новой сцены Александринки сконструирован по такому же принципу, но он строился с нуля, а площадка в Электротеатре переделывалась из катастрофически не походящего для театральной работы кинозала, где каждый сантиметр стены пришлось укреплять, чтобы они (стены) выдержали многотонную технику.

Безусловно, чтобы осмыслить грандиозные перспективы подобного устройства, понадобилась революция в мозгах: и, к чести Сергея Капкова, надо сказать, что его мозг оказался на редкость подвижным и современным. В день открытия он появился в Электротеатре трижды: с утра – вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным, днем – на пресс-конференции и вечером собственно на открытии театра и на премьере спектакля Теодороса Терзопулоса «Вакханки». И везде выступал, как самый горячий пропагандист этого театрального комплекса широкого профиля. Впрочем, и Сергей Собянин перед телекамерами выглядел достойно: «Театры в Москве переживают пик популярности, в прошлом году их поселили 4 миллиона 600 тысяч человек – и это абсолютный рекорд посещаемости театров. И мы прекрасно понимаем, что эти цифры напрямую зависят, в том числе, и от состояния театров».

Мэр Москвы Сергей Собянин в день открытия посетил Электротеатр ранним утром и поздравил артистов
Мэр Москвы Сергей Собянин в день открытия посетил Электротеатр ранним утром и поздравил артистов

Фото: Артур Торосян

Со стороны казалось, что одной из самых серьезных проблем для революционера Юхананова должна стать труппа, но за полтора года ни в одну из инстанций не было направлено ни одного тревожного письма ни в защиту репертуарного театра, ни в защиту великого основоположника Станиславского. Как выяснилось на спектакле «Вакханки», дело в том, что люди были заняты более важным делом – революцией тела.

«Ничего специального не пришлось делать – мы строили театр и репетировали»

Глава архитектурного бюро Wowhaus (которому также принадлежит авторство института «Стрелка», преобразований в Парке Горького и обновленной Крымской набережной) Олег Шапиро, свое выступление перед прессой начал с заявления: «Для архитектурной группы сделать театр – почетная задача. Мы работали в теснейшем взаимодействии с театралами. В результате произошло то, что нам нравится. Мы все вместе спроектировали открытое культурное пространство в центре Москвы».

Глава архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков перед макетом театрального комплекса
Глава архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков перед макетом театрального комплекса "Электротеатр Станиславский"

Фото: Артур Торосян


Причем, по словам Шапиро, первое, что было сделано, – шесть репетиционных залов на третьем этаже, где немедленно начались репетиции шести спектаклей. Под видом того, что сцены-коробки больше нет, все спектакли прежнего репертуара были сняты, но при этом Борис Юхананов, по его словам, не уволил ни одного артиста труппы. «Я встретился с каждым из них, и обнаружил, что это люди, устремленные в будущее, которые хотят работать». Словом, грек Терзопулос загрузил актеров мощнейшими тренингами (тела, голоса, дыхания), один из самых значительных режиссеров Европы, экспериментатор Ромео Кастеллуччи взялся за спектакль «Человеческое использование человеческих существ», в основе которого – не литературное произведение, а падуанская фреска Джотто «Воскрешение Лазаря», сам Юхананов начал репетировать «Синюю птицу», где в ролях детей, брата и сестры Тильтиля и Митиль, отправляющихся на поиски счастья, выступят здешние народные артисты Владимир Коренев и Алефтина Константинова. Также в планах Юхананова – оперный сериал: в июне-июле в Электротеатре одна за одной пройдут премьеры шести опер современных российских композиторов, включая петербуржцев Владимира Раннева и Бориса Филановского.

«Ничего специального не пришлось делать – мы строили театр и репетировали», – сказал журналистам Борис Юхананов, и эта простая фраза прозвучала как идеальная формула современного театра: без ремонтов и перестроек театр нынче не обходится – слишком стремителен технический прогресс, но репетиции должны продолжаться всегда. Из уст Юхананова прозвучал и еще один важный тезис, характеризующий современный теаральный процесс: «Сегодня спектакли в театре необходимо окутывать образовательной и просветительской серией, а также – какой-нибудь красотой». Тенденцию к синтезу искусств и социальную ответственность театров довольно странно подвергать сомнению. 

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Вакханки", режиссер Теодорос Терзопулос, Греция

Фото: Андрей Безукладников

Театр открылся новым спектаклем по трагедии Эсхила «Вакхаки» – неожиданно оказалось, что выбор режиссера Теодороса Терзопулоса в качестве постановщика премьеры открытия абсолютно точен. Сюжет – категорически не бытовая история с участием бога Диониса: тут к месту вспомнить, что европейский театр берет свое начало от дионисийских ритуальных игрищ но в данном случае бог предстает безжалостным мстителем, и мать в безумном экстазе убивает собственного сына. Зрителям выстроили трибуну на 200 мест, остальное пространство заняли артисты, и публика увидела техничных профессионалов, владеющих пластикой тела, умеющих работать лицом как маской и превращающих сам процесс дыхания – в еще один способ сценической выразительности. Терзопулос выступил не просто как режиссер, но и как «реаниматолог», и ни у кого в зале (ни у зрителей, ни у актеров) не возникло сомнения, что Станиславскому, в свое время разработавшего целую систему актерских тренингов на основе йоговских техник, это бы чрезвычайно понравилось.

В финале спектакля Теодорос Терзопулос сам вышел на сцену и спел нечто вроде греческого реквиема по погибшим героям
В финале спектакля Теодорос Терзопулос сам вышел на сцену и спел нечто вроде греческого реквиема по погибшим героям

Фото: Андрей Безукладников

Словом, так или иначе, поездку в «Электротеатр Станиславский» стоит запланировать, и это можно сделать прямо сейчас, поскольку планы самого театра – известны до июля включительно. Итак, до конца сезона, с января по июль 2015 года, Электротеатр представит шесть премьер: «Вакханки» Теодороса Терзопулоса, Греция (премьера: 26, 28, 29, 30, 31 января), «Анна в тропиках» Александра Огарева (16, 17, 18, 19 марта), «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи, Италия (18, 19, 20 июля), а также три проекта в постановке художественного руководителя Электротеатра Бориса Юхананова — спектакли «Синяя птица» (25, 26, 27 февраля и 2, 3, 4 марта), «Стойкий принцип» (22, 23, 24 апреля) и оперный сериал на музыку шести современных российских композиторов «Сверлийцы» (8, 10, 15, 16, 22, 23, 29, 30 июня, 6, 7, 10, 11, 13, 14 июля).

Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, Москва – Петербург
Фотографии предоставлены пресс-службой "Электротеатра Станиславский"

 


 

 

 

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>