Борис Эйфман представляет премьеру балета по роману «Ночь нежна»

27 января 2015, 14:36
Версия для печати Версия для печати

Премьера балета всемирно признанного петербургского хореографа Бориса Эйфмана «Up & down» пройдет 27 и 28 января в 20.00 на сцене Александринского театра.

В основе нового балет Эйфмана – роман одного из самых ярких представителей писателей «потерянного поколения» Френсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна». В последнее время популярность этого романа в России заметно поутихла – в отличие от советских времен, когда легенды о свободной Европе грели душу советских людей за железным занавесом. Но, вполне вероятно, что в ближайшее время эта популярность вернется, по объективным историческим причинам.

 

Сам Борис Эйфман уверяет, что ему захотелось напомнить людям о том, что личность, забывающая о своей миссии, о своем таланте, обречена на неминуемое разрушение – то есть, о том, что нет страшнее предательства, чем предательство самого себя, своего предназначения.

В основе балета лежит история прекрасного душой и телом врача-психиатра, который приехал из-за океана в Швейцарию учиться медицине, и во время практики взялся помогать одной из своих пациенток. Лечение шло настолько успешно, что стал возможен разговор о существовании героини вне больницы, о ее перемещении в общество. Медицинские отношения осложнились личными, пациентка стала женой своего спасителя, но это оказалось только началом тяжелого драматического сюжета о печальной судьбе доктора Дика Дайвера. Сам Эйфман характеризует свой балет «Up & down» как «ослепительно яркую хронику гибели героя», который в итоге превращается в сиделку при жене, симулирующей рецидивы болезни, чтобы удержать при себе мужа.

Особую привлекательность постановке добавляет музыкальная основа – джазовые «квадраты» Гершвина и других композиторов, работавших в этом стиле. В спектакле также прозвучит музыка Шуберта и Алана Берга. «Мне хотелось, чтобы люди вспомнили свою молодость, когда джаз звучал повсюду, и хотелось танцевать, и верилось в свои силы, и в свои возможности. Мне хотелось, чтобы зрители снова пережили это пьянящее чувство».

Впрочем, актеры, в частности исполнитель роли Дика Дайвера, лауреат «Золотой маски» Олег Габышев, уверяет, что ему как танцору джаз дался нелегко, ибо стиль и принципы движения здесь существенно отличаются от классического танца, но именно поэтому работать было чрезвычайно интересно. Олег Габышев искренне сочувствует своему герою, говорит, что отлично его понимает: очень трудно было в его ситуации сохранить хладнокровие и остаться верным лишь профессиональному кодексу.

Исполнительница роли героини – Николь Уоррен – Любовь Андреева рассказала «Фонтанке», что ее эта женская история очень заинтересовала, и тот страшный опыт, который пережила героиня (не будем раскрывать суть детективного сюжета, который в спектакле тоже имеется) позволяет актрисе полностью ее оправдывать. А кроме того, она благодарна Борису Эйфману за то, что истории, которые он выбирает, настолько ненадуманные и содержательные, что она имеет возможность в процессе репетиций и спектаклей обогащать свой личный эмоциональный и жизненный опыт.

«Я не верю, что человек может совершить ошибку, – подытожил свой рассказ о премьерном балете Борис Эйфман. – Я не волюнтарист, и я верю, что от нас не так многое зависит на этой земле. Но если человек прислушивается к судьбе, старается следовать своему таланту, Бог ему помогает. Это я с вами своим личным опытом делюсь. А мой герой, доктор, потеряв все, становится изгоем в обществе, где слабым нет места». И с финальным постулатом Бориса Яковлевича сложно не согласиться.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>