Евтушенко рассказал в Петербурге, что от войны спасет поэзия и пообещал два поэтических мегаконцерта

21 января 2015, 11:00
Версия для печати Версия для печати

Выступлением в Петербурге завершился тур Евгения Евтушенко по России, прерванный в середине декабря травмой поэта, произошедшей в отеле Ростова-на-Дону. 20 января в Концертном зале «У Финляндского» состоялась встреча поэта со зрителями, которой петербургские поклонники поэта ожидали больше месяца, пока Евтушенко восстанавливался после сотрясения мозга и последовавшего за ним сердечного приступа.

Появление поэта на сцене сняло беспокойство зрительного зала: 82-летний Евгений Евтушенко все так же прекрасно выглядит, все так же способен держать заполненный зал на протяжении более трех часов, все так же ярко и артистично читает стихи и увлеченно рассказывает о себе.

Лейтмотивом встречи стала тема войны: необъявленной сегодняшней войны и Великой Отечественной. «Три события сделали меня поэтом, — рассказал Евтушенко. — Война, похороны Сталина и матч СССР-ФРГ 1955 года». Жизнь поэта тесно связана с основными сюжетами истории России ХХ века: мальчиком он торговал в военной Москве папиросами и тушил бомбы-зажигалки на крыше, под первое исполнение «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича, услышанное по радио, впервые поцеловал девочку, вместе со слепыми инвалидами делал гранаты на станции «Зима» в Иркутской области. Поэтому о чем бы ни говорил Евтушенко — он, как поэт, говорил прежде всего о себе.

На протяжении монолога он не раз возвращался к современной ситуации, «беременной мировой войной» и напоминающей ему 1962 год и Карибский кризис, говорил об опасности национальной вражды и сетовал, что ненависть направлена на национальности, а не на отдельных людей. Спасение Евтушенко видит в поэзии: «Это кажется только, что поэзия перестала быть необходимой. Она тем необходимей, когда люди забывают о ней. Это предмет первой духовной необходимости».

Мэтр поделился с публикой планами на 2015 год, объявленный в России годом литературы. Совместно с группой «Созвездие» и Первым каналом он собирается организовать два поэтических мегаконцерта в Москве и Петербурге длительностью более четырех часов, на протяжении которых будут читаться лучшие поэтические строки, написанные на русском языке, призванные представить историю России через историю поэзии. Начнется действо строками первого русского митрополита, автора «Слова о законе и благодати» Илариона и «Слова о полку Игореве» в переводе Евтушенко с древнерусского языка на современный русский, «Реквием» Ахматовой прочтут Алла Демидова, Алиса Фрейндлих и Инна Чурикова, сам Евтушенко будет читать «Двенадцать» Блока. Прозвучат в ходе концерта русские романсы, песни Александра Галича, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, а завершится история России и поэзии стихами одной из самых молодых и талантливых поэтесс, по мнению Евтушенко, — Веры Полозковой. В этом проекте поэт планирует слить сразу два праздника — год литературы и 70-летие Победы — и готов активно участвовать в организации, чтобы избежать опасности «опопсовать» эти праздники и превратить их в бюрократические мероприятия. После концертов в двух столицах Евтушенко с двенадцатью молодыми актерами отправится в путешествие в агитвагоне со свободными выступлениями по Восточно-Сибирской магистрали и надеется добраться «и до Камчатки и Чукотки, и на Беринговом проливе тоже что-нибудь прочитать».

Мария Левченко, «Фонтанка.ру»

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>