Эх, не прокачу: «порочные» фильмы вскоре будут отлучены от российского экрана

16 января 2015, 11:19
Версия для печати Версия для печати

Киноотрасль продолжает испытывать на себе пристальное внимание и заботу органов власти. Еще памятны дискуссии по поводу звучания нецензурной брани на экранах и со сцены, а уж в министерстве культуры подготовили проект правительственного постановления, в котором разъясняется, какие фильмы не получат в России прокатного удостоверения. Ознакомившись с документом, понимаешь: запрет мата – это цветочки.

Согласно документу, решение выдавать или нет фильму прокатное удостоверение остается за консультационным советом министерства культуры. Среди таких безусловных критериев, как нарушение российского законодательства о противодействии терроризму и пропаганда порнографии, наркотиков, культа насилия и жестокости, находим и следующий, весьма неоднозначный: «… – если фильм содержит материалы, информацию, сведения, порочащие национальную культуру, создающие угрозу национальному единству и национальной безопасности Российской Федерации…».

Проект постановления был подготовлен в ноябре прошлого года и прошел общественное обсуждение, в ходе которого в министерство поступили предложения по его изменению, в том числе, касающиеся и вышеупомянутых критериев, которые, в отличие от остальных, не идентифицированы в законодательстве, а носят оценочный характер. Это позволит чиновникам в будущем запрещать прокат того или иного «неугодного фильма в России на основе только лишь собственных предпочтений, мнений или рекомендаций свыше.

Одно из предложений, вынесенное на общественном обсуждении – решать вопрос о наличии или отсутствии в фильме информации, не регламентированной законодательством страны, только через суд. Однако оно оставлено разработчиками проекта без внимания.

«Фонтанка» поинтересовалась взглядом профессионалов на предмет. Режиссер Сергей Снежкин сказал, что он по этому поводу ничего не думает, сославшись на незнакомство с документом. Более готовым к общению оказался режиссер Юрий Мамин, который поделился такими выводами:

- Чиновники от культуры издали расплывчатое определение. Министр культуры пытается быть последователем Суслова, Жданова – тех идеологов, которые определяли политику сталинской России. Он абсолютно плоть от плоти их. Под культурой сейчас можно понимать чистую идеологию. И определенную идеологию воспитания нового поколения на подвигах мифических героев, которые были придуманы журналистами в основном в годы Великой Отечественной войны. Вне зависимости от того, что их подвиги были разоблачены еще в сталинское время как литературные домыслы и фантазии. Эти методы были апробированы ранее и, как видите, они привели к обратному результату. Но когда культуры нет, приходиться пользоваться этими вещами.

Что касается непосредственно закона – это наступление реакции, которое наблюдается давно и идет быстрыми шагами. Я поэтому не снимаю кино: все ощутил и потерял надежду. Мне, социальному критику, абсолютно бесполезно просить денег для съёмок у государства. А без денег кино не поставишь. Мне, критично настроенному, что – дадут денег олигархи? Им это тоже не нужно, их абсолютно устраивает американское кино, которое у нас идет.

Новый закон дает широкую возможность трактовать любые фильмы и принимать самые волюнтаристские решения. Как это было раньше, когда я, будучи еще ассистентом, видел, как постановщики получали инфаркты и инсульты, пытаясь что-то спасти в своих произведениях, потому что цензоры работали бессмысленно и безжалостно.

…С точки зрения «Фонтанки», русскую культуру порочит не критика окружающей действительности, которая непременно должна быть в художественном произведении: поэт в России больше, чем поэт. Позорными для культуры являются многочисленные прошлые и будущие ремейки киношедевров Рязанова, Гайдая и других режиссеров. Но культура как таковая, совершенно явно, нисколько не волнует создателей закона. Поэтому запланированные на 2015 год новые версии фильмов «А зори здесь тихие…» и «Экипаж» получат прокатные удостоверения без проблем.

В то время, как фильмы, подобные балабановским «Братьям», или «Кавказский пленник» Сергея Бодрова вполне могут вместо документа, являющегося допуском к отечественному зрителю, получить упрек в разрушении национального единства. Так что ситуация с «Левиафаном», когда российская публика увидит фильм на полгода позже всего цивилизованного мира, обречена повторяться снова и снова. Впрочем, скорее всего, когда обсуждаемое постановление вступит в силу, подобные фильмы не выйдут на российский экран вообще.

В связи с этим у «Фонтанки» есть рационализаторское предложение к тем, кто так радеет о российской культуре, имеющей доступ к массовому зрителю – обратиться со своими критериями на телевидение. И волевым решением закрыть несколько каналов, делающих рекордные рейтинги на поп-агрессии, туалетном юморе и гламурных ток-шоу. Ибо власти, несомненно, правы только в одном: культура имеет прямое отношение к национальной безопасности. Хотя в тоталитарных государствах эта аксиома трактуется исключительно извращенно: как необходимость введения жесткой идеологической цензуры и допуск до широкого зрителя только «безвредных» опусов, ведущих к неминуемому оглуплению нации.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>