Последние часы надо прожить так

26 декабря 2014, 23:58
Версия для печати Версия для печати

Трудно сказать, чем руководствовались прокатчики из «Кино без границ», выпуская драму австралийского режиссера Зака Хилдитча «Последние часы» в эти предпраздничные дни. Обычно в преддверии Нового года кинозалы густо порастают всякими «Елками», «Мамами» и прочими любовями-морковями — зрителям, не желающим киносиропа, и податься некуда. Но теперь у них есть шанс задуматься о вечном, когда все остальные думают о шопинге.

Несезонный продукт от «Кино без границ», разумеется, не соберет каких-то ощутимых денег: прокат ограничен, да и сам фильм подзадержался в пути к российскому зрителю. Не добавляют популярности ленте и мало что говорящие нашей публике имена создателей и актеров. Но, памятуя о том, что благодаря именно этому прокатчику мы увидели «Олдбоя», «Жизнь Адель», «Опасный метод», «Стыд» и много других фильмов-событий для интеллектуального, но не заумного зрителя, можно было предположить, что и теперь нас ждет нечто интересное.

Ожидания оправдались. «Последние часы» язык не поворачивается назвать фильмом-катастрофой в привычном смысле, хотя в итоге погибнут все. Скорее, наоборот: речь идет о возрождении человеческой души, когда в ней что-то склеивается — пусть и за считанные минуты до ужасного конца.

Австралийцы любят фантазировать о том, как весь мир погибнет в каком-нибудь катаклизме, а они проживут еще часов пятнадцать-шестнадцать. Вот и теперь — трудно классифицируемая нерукотворная напасть, представляющая собой огненный вал, сжигающий и сушу, и океаны, через половину суток испепелит город Перт («Папа сказал, что с Земли, как с апельсина, слезет кожура, только она будет огненная» – бесхитростно делится главная героиня Роуз, девочка лет двенадцати). Раздолбай и наркоман Джеймс (Нейтан Филлипс) проводит время в отчаянном сексе со своей партнершей Зоуи (Джессика Де Гау) в дизайнерском жилище на океанском побережье. Но животный страх требует большего количества наркотиков и секса — Джеймс собирается провести свои последние часы вместе с другой своей девушкой и ее многочисленной компанией в разнообразных грехах. Он оставляет Зоуи — его не останавливает даже ее признание в беременности. Но в дороге Джеймс встречается с препятствием: он спасает ту самую девочку Роуз (Ангури Райс в этой роли продемонстрировала мастерство зрелой актрисы), над которой хочет надругаться пара педофилов. Роуз, потерявшая отца, который ушел искать бензин и не вернулся, настаивает на том, чтобы Джеймс отвез ее к тете, куда обещал приехать ее родитель «в случае чего»: папа сказал, что они обязательно должны быть вместе, «когда это случится».

Но с чего бы разгульный мэн менял свои планы? В лучшем случае он согласен завезти Роуз к своей сестре — пусть девочка проведет остаток жизни в семье с тремя малышами. Не выходит: дом открыт, сестра Джеймса с супругом обнаруживаются мертвыми в душевой, а над клумбой возле бассейна возвышаются три самодельных креста. Делать нечего — наши путешественники отправляются на ту самую греховную вечеринку. Роуз предполагает, что кто-нибудь из участников согласится подкинуть ее к родным. Прибыв на место, девочка понимает, что надежды ни на чем не основаны: публика собралась еще та.

Снимать оргии австралийцы, конечно, не умеют: на экране происходят какие-то пляски топлесс вокруг пионерского костра (на самом деле у бассейна) и это единственный слабый эпизод ленты. У Джеймса, кстати, тоже на вечеринке ничего не получается: посещение сестры не прошло даром – никакого секса ему уже не нужно. Он берет в охапку полуобморочную Роуз, которую успели накачать дурманящими таблетками и отправляется к своей матери (Линетт Каррен), чтобы откачать девочку в приличных условиях. Одновременно к главному герою приходит понимание, что, несмотря на отстраненность в семье, любовь к матери никуда не делась — очень своевременное озарение для последнего дня жизни. Последний разговор Джеймса с мамой начинает серию эпизодов-катарсисов, после этой сцены действие резко идет на взлет. Герои приезжают-таки к тете Роуз, но обнаруживают только мертвое семейство в полном составе, вместе с папой. Девочка поплакала, но почти сразу же и успокоилась — ведь «когда все случится» она будет вместе с родным человеком, как и говорил ей отец. Именно это оказывается главным: человеку всегда нужен человек. Даже если он мертвый, а все вокруг сгорит в огне через пару часов.

Роуз совсем не против остаться одной среди покончившей с собой семьи — готовящимся к смерти людям есть чем заняться. Если мама Джеймса надеется до начала апокалипсиса собрать пару пазлов, то девочка украшает цветами труп любимого отца. А после безо всяких истерик и с полным пониманием происходящего благословляет своего нечаянного спутника на обратную дорогу к оставленной Зоуи. Путь выдается трудным, но Джеймс успевает обнять мать своего ребенка, который мог бы родиться, и сказать главные слова — за пару минут до того, как огненная волна испепелит их.

Пересказ сюжета ничуть не заменит просмотра фильма. Главное действие происходит внутри и наблюдать за тем, как меняется человек в экстремальных обстоятельствах, чрезвычайно интересно. «Последние дни» номинировались на каннскую «Золотую камеру» за лучший дебют в режиссуре — вполне заслуженно. Клиповый рваный ритм сменяется почти философским повествованием, большая часть ленты снята с бутылочно-желтым теплым фильтром, атмосферность давит на зрителя.

Словом, «Последние часы» очень похожи на нашумевший в свое время австралийский же фильм «На последнем берегу» Рассела Малкэя («Горец», «Тень»), но только еще безысходнее. Страдания взрослых людей — ничто по сравнению с сосредоточенностью готовящегося к смерти ребенка.

Как хорошо, что мы окружены близкими и что впереди у нас Новый год. И дай бог, чтобы это так и оказалось.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
 

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>