
Оперные итоги года: реванш Большого, разгул Мариинки, суперменеджмент Кехмана, патриотизм Александрова

Главное событие уходящего года в сфере музыкального театра — это, безусловно, возвращение Большим театром безукоризненного возвышенного лоска и лидерских позиций, оставленных, было, на фоне дрязг, склок и уголовных событий. К большому сожалению, Мариинский театр в 2014 году не смог воспользоваться историческим шансом и закрепить за собой почти добытое звание главного театра России.
Утраченные иллюзии
Не так давно мы все стали свидетелями прискорбной ситуации: скандал вокруг персоны Николая Цискаридзе и трагические события, связанные с нападением на руководителя балетной труппы Сергея Филина, превратили Большой театр из эталонного храма искусства в источник информации для раздела происшествий и криминальной хроники. На этом фоне в 2013-м Мариинский театр выглядел блистательно. Интересные оперные премьеры, а особенно роскошный «Левша» в постановке Алексея Степанюка и тщательно и с любовью сделанный «Трубадур» от Пьера Луиджи Пицци заставили поверить даже скептиков, что наш Мариинский вырвался вперед, и ему и в дальнейшем по силам задавать тон в масштабах всей страны.
Увы, оказалось, что не по силам. В то время, как Большой театр под мудрым руководством Владимира Урина принялся предъявлять одну громкую премьеру за другой, ведомство Валерия Гергиева не сумело воспользоваться той форой, которую ей невольно дал извечный конкурент. В 2014 году Мариинка представила следующие оперные премьеры: «Евгения Онегина» в постановке Алексея Степанюка, «Троянцев» Янниса Коккоса, «Войну и мир» Грэма Вика и «Севильского цирюльника» Алена Маратра, в эти дни проходят премьерные показы «Золотого петушка» в постановке дебютантки Анны Матисон. О «Петушке» говорить еще рано, а что до остального, то тут есть, о чем подумать.
Новый «Онегин» был призван составить пару классической постановке этой оперы, которую в прошлом веке осуществил Юрий Темирканов. Спектакль Степанюка запомнился, в первую очередь, декорациями и костюмами, в остальном же режиссеру не удалось взять высоту, достигнутую «Левшой». Яннис Коккос порадовал энтузиастов жанра пятичасовыми «Троянцами»: спектакль был номинирован на «Золотой Софит» – ожидаемая реакция на эпичность и размах, подтвержденные великолепным исполнением. Но на этом основания для добрых слов в адрес Мариинского театра исчерпываются.
Кошмар на улице Декабристов
Постановку Грэмом Виком «Войны и мира», по мнению автора этих строк, иначе как дегенеративной назвать нельзя. Вероятно, руководство театра видит в подходе британского режиссера тонкую иронию, но в реальности на сцене происходит полнейшее глумление и над Толстым, и над Прокофьевым. Великосветский бал в противогазах и с танком, легкого поведения Наташа Ростова в розовом мини, кокаинистка Элен, возлежащая в неге в общественной уборной, Кутузов из ящика, гигантская сумочка Луи Виттон и знаменитая ониксовая стена Мариинки-2 в качестве трофеев — нелепостям и прочему бреду нет числа.
В театральное межсезонье ужасы «Войны и мира» успели подзабыться и на октябрьскую премьеру «Севильского цирюльника» ноги несли сами: ведь комическая опера Россини — сама радость. Радости в Мариинском-2 было, действительно, много. Настолько, что самому Россини места почти не осталось. В этом случае мы явно имеем дело с торжеством маркетологии: публика в большинстве своем осталась в восторге от зашкаливающего циркачества, огромных кукол, невероятных поз артистов во время исполнения шедевральных арий. Новый «Цирюльник» предназначен не слушателям, а зрителям — новый красивый оперный зал на наших глазах превратился в подобие Ледового дворца или СКК «Петербургский» – то есть, в площадку для массовых шоу. Одно из важнейших достоинств режиссерской оперы — чувство меры, которое явно изменило создателям «Цирюльника». Ко всем неприятностям спектакля добавилась еще одна: заступивший за дирижерский пульт Заурбек Гугкаев старался как мог, но невольно думалось — ах, как мог бы звучать в этот вечер Россини, будь на своем месте маэстро Гергиев!
О Гергиеве
Фигура близкого к первому лицу страны, а потому находящегося вне критики худрука Мариинки становится все одиознее. Валерий Гергиев продолжает изумлять темпом творческой работы и интенсивнейшим графиком зарубежных гастролей. В то же время не покидает ощущение, что за нашумевшими мегапроектами вроде создания Национального центра академического театрального и хореографического искусства, который объединил бы Вагановскую академию, Петербургскую консерваторию и Российский институт истории искусств, или реанимации детского хорового искусства аккурат к Олимпиаде в Сочи, в тени остается хаотичность репертуарной политики, проводимой в родных стенах. Что и приводит в итоге к малоутешительным результатам. От академического Мариинского театра мы вправе ожидать гораздо большего – и для этого все есть: и великолепный состав исполнителей, и вышколенный, закаленный оркестр, и харизматичность самого Гергиева. Не хватает только разумного администратора — директора театра. И осознания того, что обилие представителей родственного клана еще не гарантирует постоянного успеха и стабильности. Нужна еще и свежая кровь со стороны.
О Кехмане
На этом фоне гораздо более благополучным выглядит Михайловский театр. Будучи несопоставимым по техническим возможностям с Мариинкой, он демонстрирует стабильный рост — как минимум интересные постановки здесь появляются, как грибы после августовского дождя. В январе здесь «зажег» — иначе не скажешь — Андрей Могучий, поставивший концептуальную, но от этого не переставшую быть явлением искусства, «Царскую невесту». У Михайловского не сложились отношения с Василием Бархатовым как с руководителем оперной труппы, но выпущенный им «Евгений Онегин» заставил говорить о себе. Великолепная «Манон Леско» Юргена Флимма стала роскошным подарком для петербургского зрителя — так же, как и перенесенный из «Ла Монне» Дмитрием Черняковым «Трубадур». Внутренний голос подсказывает, что на этом содружество Михайловского театра с Черняковым, идолом современной режиссерской оперы, не закончится. Как бы там ни было, назначение Владимира Кехмана на пост директора театра — под глумливое хихиканье любителей тропических фруктов — стоит признать крайне удачным решением. Кехмана можно смело назвать одним из самых компетентных и талантливых театральных менеджеров, а сам Михайловский вполне может ждать судьба мирового масштаба — если в процесс не вмешается какой-нибудь сторонний фактор.
Песни патриотов
Говоря про минувший оперный год, никак нельзя забыть про театр Юрия Александрова «Санктъ-Петербургъ опера». В 2014-м мы увидели, как расцвела реанимированная режиссером щедринская «Не только любовь», не имевшая в течение полувека счастливой сценической судьбы. А летом театр мощно выступил на злобу дня, шокировав театральную общественность спектаклем «Крым» и дав ответ на вопрос, с кем находятся вот эти конкретные мастера культуры. Шума и язвительных фейсбучных комментариев было много, а на сцене впервые появилась — пусть пока аллегорическая — фигура президента Путина. Несомненно, этот почин должен быть поддержан остальными — свершения Владимира Владимировича заслуживают большего. Так что ждем очередных премьер: определенный простор в этом направлении оперным режиссерам вполне может дать «Жизнь за царя» Глинки или, скажем, «Ифигения в Тавриде» Глюка.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».