На Мойке, 12 открылась выставка незаслуженно забытого русского художника

14 декабря 2014, 04:46
Версия для печати Версия для печати

Выставка Григория Пожидаева – русского художника: сценографа, портретиста, пейзажиста и графика – открылась в Музее-квартире А.С.Пушкина на Мойке, 12 и продлится до 15 января. И это не просто выставка – это еще и возвращение незаслуженно забытого имени в историю русской живописи первой половины XX века.

Григорий Пожидаев – кавалер Ордена Почетного Легиона, создатель иллюстраций к «Мертвым душам», «Вию» и «Женитьбе» Гоголя, поэме Блока «Двенадцать», чеховской «Степи». До революции Пожидаев активно работал как сценограф – сотрудничал с Литейным Интимным театром, наряду с такими видными деятелями Серебряного века, как Николай Евреинов, Ольга Судейкина, Михаил Кузмин, Татьяна Щепкина-Куперник, Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи. Сразу после революции создает эскизы для балета «Маска Красной Смерти» по мотивам произведений Эдгара По – в постановке Голейзовского на сцене Большого театра. Спектакль так и не был выпущен, но эскизы представлены на выставке «Григорий Пожидаев: послесловие к жизни» на Мойке, 12.

В 1920 году Пожидаев, как и многие выдающиеся русские художники, покидает Россию. Сегодня на Западе он известен как русско-парижско-провансальский художник, хотя поначалу он, как истинный человек мира, оформляет спектакли в Бухаресте, Берлине, Барселоне, Вене. В конце 20-х годов художник активно и регулярно сотрудничает с выдающимся немецким реформатором театра Максам Рейнхардом. В начале 30-х пишет портреты парижских знаменитостей – в частности, в 1933 году создает портрет Ивана Бунина, Нобелевского лауреата. В 1935 году в Каннах проходит персональная выставка Пожидаева-портретиста, которую Бунин посещает лично. Во время фашистской оккупации Пожидаев работает в Париже: он иллюстрирует русских классиков. Это его личное Сопротивление. После войны Григорий Пожидаев переезжает в Прованс и берется за создании иллюстраций к новому переводу с древнегреческого книг «Апокалипсиса». Умирает Пожидаев в 1971 году в возрасте 77 лет.

Художник Григорий Пожидаев
Художник Григорий Пожидаев

На открывшейся выставке в музее на Мойке показаны театральные эскизы – зрелищные, красочные, сценичные. А также – портреты, пейзажи Прованса, иллюстрации к русской и зарубежной классике.

Как пояснил исследователь Андрей Толстой, специалист по русскому искусству XX века, работу по восстановлению не только наследия, но и биографии Григория Пожидаева чрезвычайно усложняет тот факт, что люди иммигрировали из России часто полулегально или совсем нелегально (Григорий Пожидаев, например, слегка изменил имя, стал зваться Георгий Пожедаев). А кроме того, 217 предметов архива после смерти дочери художника Ольги были распроданы и оказались в частных коллекциях. «Очень рад, что сейчас в отношении Григория Пожидаева историческая справедливость максимально восстановлена», – подытожил свое выступление на церемонии открытия выставки Андрей Толстой.

В то время как Майя Авеличева, президент фонда AVC Charirty, занимающегося поддержкой и реализацией программ в сфере культуры, поделилась с журналистами дальнейшими планами Фонда, связанными с наследием художника Григория Полежаева заявила: «Это проект не на один год. Запланировано издание поэмы Блока «12» с иллюстрациями Пожидаева, причем издание будет доступно массовому читателю. Фонду удалось достать текст поэмы Пожидаева «4 ветра», которая публиковалась лишь однажды в 1954 году в журнале «Возрождение», теперь она будет переиздана на двух языках, на которых написал ее Пожидаев: русском и французском. Есть надежда найти 13 недостающих иллюстраций к «Мертвым душам». 15 найдено, известно, где находится еще 2».

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

 

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>