Миссия невыполнима: «Особо опасны» Оливера Стоуна

21 сентября 2012, 00:55
Версия для печати Версия для печати
На экраны вышел фильм Оливера Стоуна «Особо опасны» (в оригинале «Savages» - «Дикари»). В последние годы мастеру удавалось явно не все, но очевидно, что автор «Взвода», «JFK», «Прирожденных убийц», «Поворота» и документальных фильмов о Фиделе Кастро может не извиняться за что-нибудь, вроде «Александра» или сиквела «Уолл-Стрит». «Особо опасны», порадовавшие многих отнюдь не стариковским ритмом и драйвом, любопытны еще и как реплика зрелого взрослого человека по поводу некоторых увлечений – а то и идеалов - собственной молодости. 
 
«Особо опасные» дикари живут в свое удовольствие в солнечной Калифорнии, где в промышленных масштабах выращивают и продают лучшую в мире траву. Жизнь их не просто прекрасна, а образцово прекрасна и преисполнена гармонии. Бен – «мозг» предприятия: образованный и великодушный буддист-финансист и биолог-филантроп. Чон, соответственно, «мускулы» организации: ветеран Ирака с большими армейскими связями и незабытыми навыками. Товар их не просто хорош, а очень хорош: не без умысла упомянуто, что уровень ТГК (то бишь, активного вещества) больше 30 процентов (в вольном городе Амстердаме, к примеру, пытаются запретить все, что выше 15). Но ботанические и финансовые успехи молодых друзей – только часть большого проекта. На самом деле «сладкий сок внутри травы» идет на добрые дела: аптеки и больницы благодарят друзей за их работу (каннабис помогает при химиотерапии и т.д.), радуются голодные дети в Африке – изрядная доля доходов идет на благотворительность, счастливы и простые потребители. Все это означает, что напряженная работа двух товарищей не только высокодоходна, но и обеспечивает им моральное удовлетворение и высокую мотивацию. Чего еще желать? Счастья в личной жизни – оно тоже имеется: друзья мирно живут втроем с очаровательной, в духе поздних 60-х медовой блондинкой по имени О (она же Офелия). Ее присутствие придает этой широкомасштабной хипповой утопии совершенный законченный вид… 
 
Понятно, что безоблачное небо над калифорнийским пляжем провисит недолго. Дальше будет наезд мексиканского наркокартеля, похищение возлюбленной О, история с вызволением ее из плена, перестрелки, пытки, продажные политики и правительственные агенты, насилие и выстрелы в упор. И – что куда важнее – война фотогений, игра с цветом, «олдскульный» (как теперь бы сказали) шик монтажа и целых два финала, включая цитатную «мексиканскую дуэль».
 
Бена играет Аарон Джонсон – исключительно смазливый юноша, сыгравший в фильме «Стать Джоном Ленноном» и «Пипец», и намеревающийся изобразить Вронского в новейшей экранизации «Анны Карениной» (Фру-Фру сдохнет не иначе как от смеха). Чон – Тэйлор Китч, он же Джон Картер из одноименного кинокомикса, О – «сплетница» Блейк Лайвли. А противостоят этим «спасателям Малибу» неотразимая Сельма Хайек (наркобаронесса Елена, о которой прозорливые подчиненные говорят: «Когда Хилари Клинтон вырастет, она захочет стать Еленой Санчес), Бенисио дель Торо (когда он снимает карнавальную маску смерти, хочется, чтобы он поскорее надел ее обратно – лицо под ней куда страшнее) и Джон Траволта (правительственный агент, но на самом деле ужасно-преужасно плохой парень). И вроде бы для победительной юности и травка – буквально - зеленеет, и солнышко блестит – но в присутствии этих «плохих парней» хорошим просто нечего делать. Монстры отберут у детишек все кубики.
 
Тонко, как бы невзначай, словно бы только для того, чтобы все, кому этого хочется, смогли почувствовать себя исключительно проницательными, плохие и хорошие парни обмениваются заочными колкостями, то и дело употребляя слово «дикарь». И впервые это слово, что характерно, произносит герой дель Торо: тройственный любовный союз он, заслуженный семьянин, считает проявлением варварства. И делится своим законным возмущением с хозяйкой – прекрасная Елена, честная вдова и слишком занятая, но горячо любящая мать, тоже обеспокоена моральным обликом молодого поколения. Поджечь живого человека из газовой горелки – это более нормально, это просто бизнес. 
 
Однако, по законам жанра, и положительные ботаники дичают не на шутку. Постепенно, но неуклонно. И во врагов пострелять не прочь – Будда десантнику не указ, и Траволту порезать немножко за вечное кривляние, и ни в чем не повинного полицейского при исполнении тоже можно убрать, если придется, а потом и до фирменных методов наркобаронов дело дойдет. Не случайно ближе к концу два филантропа появляются в уже знакомых зрителю страшных мексиканских карнавальных масках: ничего функционального – они и не думают прятать лица, это просто жест сугубой выразительности. Таков нехитрый, но надежный (ибо классический) способ допинать всю эту историю до трагического финала. Не такого, конечно, мелодраматически пышного, как в романе-первоисточнике (там одного героя убивали, другой, не в силах пережить этого, совершал самоубийство, а девушка и вовсе сводила счеты с жизнью при помощи чего-то вроде харакири). Но вполне впечатляющего – в духе старого Голливуда (недаром Стоун в интервью поминал «Дуэль на солнце» Кинга Видора, кстати тут пришлась и нарочитая интенсивность цветной картинки). Но вслед за первым следует другой финал – оптимистически-фарсовый. Выбрать можно любой или предпочесть в авторской последовательности. 
 
Дело ведь не в том, привиделась ли О их смерть, а в том, не привиделась ли ей их жизнь. Могли ли «дети цветов» каким-то чудом пережить реинкарнацию в XXI веке и, пользуясь достижениями научного прогресса, на новом информационном, техническом и финансовом уровне претворять в жизнь идеалы 60-х? Могут ли хиппи заняться войной, а не любовью, если выбора нет, - не вопрос. Вопрос в том, могут ли хиппи – как герои фильма - добиваться успеха в большом бизнесе, расправляться с ненадежными партнерами, покупать продажных служителей закона, предаваться радостям откровенного консьюмеризма. Не станут ли они от этого просто яппи, живущими на пляже, - с куда менее «буддистскими» представлениями о жизни? И что тогда у них общего с «детьми цветов»? Трава, что же еще. 
 
Не важно, как умерли герои Оливера Стоуна в этом фильме. Они были обречены на жертву с самого начала. Как анахронизм.
 
Лилия Шитенбург, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>