Дмитрий Волкострелов: «Когда есть препятствия, сразу появляется стимул придумать что-то необычное»

В обозримом будущем крошечный кинотеатр «Уран» у метро Удельная превратится в центр современного искусства, в чьи планы входит остаться еще и максимально общедоступным. Проектом рулит один из самых интересных театральных коллективов страны, «Театр post» под руководством Дмитрия Волкострелова, выпускника мастерской Льва Додина, режиссера, трижды лауреата петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» и обладателя спецприза «Золотой маски». Дмитрий и ответил на вопросы «Фонтанки» по поводу грядущих радикальных перемен в «Уране».
– Тут ситуация, как всегда, простая и сложная. История с «Ураном» достаточно долгая, ей около года. Первый раз нам предложили подумать об этом здании прошлой зимой – то есть почти год назад.
– А сейчас это здание пустует?
– Нет, там находится кинотеатр, который входит в сеть «Петербург-кино». Мы несколько раз покупали билеты и ходили туда в кино, и всякий раз, когда мы приходили, мы были единственными зрителями в зале. А зимой там еще и очень холодно. И жутко пахнет плесенью. В общем, понятно, что история – непростая, потому что буквально на следующей станции метро находится большой мультиплекс. То есть «Уран» – это кинотеатр, в который современный человек не пойдет или пойдет один раз, чтобы получить такое винтажное развлечение. В общем, мы думали о том, что с этим можно сделать, писали какие-то проекты – но все это откладывалось, откладывалось и откладывалось. В конце концов, возникла история с «Открытой сценой», которой изначально не было вообще – и мы стали довольно регулярно встречаться с руководителем театрального отдела комитета по культуре Евгенией Мурахтановой и обсуждать уже конкретные планы.
– А «мы», в данном случае – это кто?
– «Мы» – это «Театр post»: Иван Николаев, Алена Старостина, Дима Коробков, Настя Матисова и я. Сразу говорю, что у нас нет цели получить это пространство для того, чтобы играть в нем наши спектакли в репертуарном режиме. Речь идет о культурном центре, в котором, в том числе, присутствует и «Театр post». Понятно, что у «Театра post» есть своя эстетика, и понятно, что наш круг интересов связан с современностью, с процессами, которые в ней происходят. Поэтому очевидно, что тот контент, который появится в этом культурном центре, будет так или иначе пересекаться или взаимодействовать с тем кругом вопросов, которые интересуют «Театр post». «Ураном» будет ведать проект «Открытая сцена», который будет также обеспечивать работу и нескольких других театральных проектов. Про эту «Открытую сцену» я мало что понимаю, кроме того, что «Урану» она помогает в юридическом и финансовом сопровождении, администрировании, различных транспортировках и так далее.

Дмитрий Волкострелов
Фото: Пресс-служба проекта "Открытая сцена"/Стас Левшин
– А какого объема в «Уране» зал?
– Зал там 15 на 8 метров. Сейчас там порядка 150 мест. То есть он очень небольшой. Но это – совершенно прекрасное здание, первый летний кинотеатр, мне кажется, единственный, сохранившийся в России. 1913 года постройки. В связи с этим обстоятельством сразу возникает ряд сложностей, с которыми тоже интересно работать. Потому что, понятно, что нам никто не даст выкопать три этажа вниз, как в Каменноостровском летнем театре.
– В каком смысле не даст?
– В финансовом. Такие траты может себе позволить только федеральный бюджет. Но нам это и не нужно. Нам кажется интересным как раз попытаться обжиться в таких ограниченных условиях, потому что, когда есть препятствия, сразу появляется стимул придумать что-то необычное. Все мы помним фильм Ларса фон Триера «Пять препятствий» – они стимулируют фантазию, подталкивают к принятию нестандартных решений.
– На каком этапе находится работа сейчас?
– Сейчас мы в очередной раз переделываем проект – добавляем туда разного рода сметы. У нас нет денег ни на какой-то капитальный ремонт (да его и невозможно делать, тут требуются совершенно другого уровня согласования). Поэтому мы планируем текущий ремонт, в результате которого мы собираемся приспособить это здание к кино-театрально-концертным показам.
– Есть ли конкретные сроки по открытию?
– Мы планируем открыться в октябре 2015 года.
– То есть фактически вы откроете в «Уране» следующий сезон. А есть уже какая-то определенность с творческими планами?
– Есть планы копродукции с разными компаниями, в том числе зарубежными, но называть я их пока не буду, потому что они не подтверждены.
– Ну а вот как, например, будет там функционировать театральная структура в контексте других художественных структур?
– Во-первых, мы собираемся существовать по системе «стаджионе» – то есть, одно название будет играться три-четыре раза подряд и больше в этом сезоне уже не повторяться. Никакой репертуарной истории не будет. Что касается кино, то мы ведем переговоры с людьми из редакции журнала «Сеанс». И, разумеется, у нас будет музыкальная история – по этому поводу мы тоже сейчас переговариваемся.
– А будет ли лекционная программа? Или, скажем, собираетесь ли вы делать видеопоказы выдающихся спектаклей прошлого и настоящего?
– Безусловно. Но тут мы ставим перед собой еще одну задачу – быть интересными не только людям, которые устроят себе такой аттракцион и выберутся из центра на Удельную, что, на мой взгляд, совершенно не проблема. Потому что «Уран» находится в двух минутах ходьбы от метро. Для сравнения: центр «Бобиньи» в Париже, где регулярно играет свои спектакли Лев Додин, находится в пятнадцати минутах ходьбы от конечной станции метро – и это, кстати, именно тот район, где в свое время начались знаменитые парижские погромы, и этот центр не разгромили только потому, что охранники «Бобиньи» являлись такими же членами коммуны, как и те парни, которые пришли их громить и сказали: «Ребята, что вы делаете? Мы же лишимся работы. Не надо поджигать это здание». А у нас все гораздо проще. Но мы также хотим стать интересными и непосредственно жителями района.
– И каким образом вы их собираетесь привлекать?
– Прежде всего, через детей. Мы размышляем над детскими и юношескими программами. Хотели бы создать такое место, куда в любое разумное время суток – не ночью, конечно – смогут приходить школьники, которые сейчас тусуются в торговых центрах. Конечно, мы не сможем пустить сто человек, но какое-то небольшое количество мы могли бы у себя принимать и стараться через разные приспособления вступать в этими людьми в опосредованный диалог.
– А что, интересно, сейчас можно сделать для тинейджеров?
– Мне кажется, уже само по себе создание места на районе, места с определенной атмосферой, куда можно просто прийти и поваляться в кресле, – это верный шаг. Потому что сначала тут можно будет просто потусить и ничего не поделать, а потом, глядишь, и что-то поделать, а потом еще, как выясняется, можно остаться вечером и послушать музыку, и посмотреть кино или какой-то спектакль…
– …который будет совсем не похож на те спектакли, куда их водили из школ культпоходами?
– Ну да, именно. Что же в этом плохого?
– По-моему, отлично. Это вся информация, которую вы можете озвучить на данный момент?
– Могу еще сказать, что с 12 по 15 декабря мы проведем презентационное мероприятие, нечто вроде круглого стола или конференции, которая будет посвящена взаимодействию различных медиа в современном мире и тому, как мы в этом медиамире существуем, и как в таком вот меняющемся медиамире могут существовать такие пространства, как «Уран». Там подробнее расскажем и о планах «Урана», и о планах «Открытой сцены», наверное. Приедут интересные люди: в частности, Олег Зинцов, заместитель главного редактора журнала «Театр». Покажем фильмы братьев Тавиани «Цезарь должен умереть» и Петра Зеленки «Братья Карамазовы».
– А вы можете назвать некое аналогичное образование – в России или в Европе, которое является для вас образцом?
– Я бы сейчас не стал называть аналоги. Я предлагаю подождать до декабрьской конференции, результаты которой мы попытаемся осмыслить и обнародовать с помощью мультимедиа.
Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».