Ћюдмила ”лицка€: Ђ≈сли не будет гражданского общества, будет фашистское государствої

19 сент€бр€ 2012, 15:30
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«¬раг экранизаций и инсценировок» (так она себ€ называет) Ћюдмила ”лицка€ приехала в ѕетербург на премьеру спектакл€ по своему роману ««еленый шатер» в «Ѕалтийском доме» - о русском диссидентстве. » осталась довольна. Ќо корреспонденту «‘онтанки» она рассказала о своем «ƒетстве-49», о том, почему ей не нужна трибуна и о сути трагического идиотизма соотечественников.

- Ћюдмила ≈вгеньевна, подробный анализ нового спектакл€ «Ѕалтдома» еще впереди… ј мы бы хотели поговорить о других ваших проектах, благо, они один другого интересней! ¬от сейчас работаете над сборником «ƒетство-49», где вашим соавтором может стать каждый желающий.

- ¬ этом году вышла в свет мо€ маленька€ книжечка «ƒетство-49», котора€ была написана довольно давно, а теперь просто по€вилось другое издание, с немного измененным оформлением. Ёто шесть первых моих рассказов – о детстве сороковых годов. » вот издательство, в которое € перешла, объ€вило такой проект, обратившись к читател€м: пишите письма про то, что вы помните, о своем послевоенном детстве, а также о том, что вам рассказывала мама, бабушка… » € действительно делаю этот сборник – он должен выйти в мае будущего года. “от материал, который € на руках уже имею, – потр€сающий.  онечно, над книжкой придетс€ еще поработать, потому что брошенные в кучу письма, довольно монотонно звучат. Ќо есть абсолютные шедевры. » в них - лицо поколени€, облик нашей ушедшей жизни…

- ¬ы уже собрали весь материал, все письма?

-  онкурс закрываетс€ 1 окт€бр€. ƒве недели еще есть. ’от€ и сейчас книжка получаетс€ очень интересна€. Ќо даже если кто-нибудь пришлет гениальное письмо после 1 окт€бр€, мы все равно будем очень благодарны, все прочитаем, рассмотрим.   сожалению, пока у мен€ есть только одно питерское письмо – от человека, который совсем юным пережил блокаду… ѕоэтому если есть у питерцев рассказы ваших бабушек-дедушек, родителей, не пожалейте времени и сил – запишите, пришлите. ∆елательно – событийные рассказы, чтобы был какой-то вн€тный эпизод, ведь атмосфера выстраиваетс€ из происход€щих событий.

- ¬ 2007 году учрежден ‘онд Ћюдмилы ”лицкой по поддержке гуманитарных инициатив. ¬ рамках проекта «’орошие книги» вы сами выбирали книги российских издательств и отправл€ли в отдаленные библиотеки. «атем возникла сери€ книг разных авторов по культурной антропологии дл€ детей «ƒругой, другие, о других». » вот теперь – «ƒетство-49»… Ќо скажите откровенно, есть толк в этих трудах, стоит ли овчинка стоит выделки?

- Ёто очень жестокий вопрос! ѕотому что врем€ от времени € себе говорю: зачем ты тратишь врем€ на это?! —идела бы себе тихонечко в углу и писала бы, писала. Ќо нет, не получаетс€! ƒа и не все так гладко с моими проектами. я сейчас практически заморозила фонд, потому что стыдно просить деньги на книжки. »здательства какие-то мне давали деньги, спасибо им… Ќо вокруг умирающие дети, старики, хосписы - и вдруг € прихожу и говорю: «ƒайте мне, пожалуйста, денег на книжки!» «а врем€ существовани€ фонда € трижды получила деньги от богатых людей. ѕоследнее меропри€тие называлось «ƒобрые соседи». ћы разослали сто посылок, в каждой по сто книг, в библиотеки стран бывшего —оветского —оюза, в «акавказье, в ћолдавию, —реднюю јзию. “ам живет много русских людей, а также тех, что получали образование в ———– и привыкли читать по-русски. Ќу а сейчас там финансирование библиотечное такое, что они одну новую книжку в год купить не могут. Ќа тот проект ушло довольно много денег, немалые суммы съела еще и рассылка. » тут € пон€ла, что выдохлась.  роме того, € еще и от государства получаю врем€ от времени письма типа: ««аплатите налог!» Ќо ‘онд-то существовал, в основном, на мои деньги, с которых € уже оплатила налоги!!! ќднако после вс€кой покупки книг они требовали платить оп€ть, и €, честно говор€, просто в €рость приходила. ѕоэтому мы сейчас потихонечку и сворачиваемс€.

„то касаетс€ детского проекта «ƒругой, другие, о других» по культурной антропологии, по толерантности, то он сам завершаетс€. ¬ итоге будет выпущено 16 книг. ѕ€тнадцатую € уже сдала – она о праздниках, написана американским профессором ќльгой Ѕухиной. ≈сть еще последн€€ книга, котора€ никак не получаетс€, но € ее дожму, – об агрессии.

ѕроект с детскими письмами, слава богу, ограничен во времени.   маю уже освобожусь.

- »нтернет забит информацией о том, что после ««еленого шатра», романа почти в 600 страниц текста, вы больше не будете писать романы. Ёто так?

- ≈сть у мен€ есть такое намерение. ћне кажетс€, у мен€ сил уже нет, что это предпри€тие мен€ просто уничтожает, потом очень долго прихожу в себ€. „увствую такое изнеможение, такой предел сил, что с ужасом думаю: «Ќеужели еще раз ввергнусь в такой кошмар?!» Ќадеюсь, что корпус произведений Ћюдмила ”лицкой уже закончен. Ќу, посмотрим… я ведь и после «ƒаниэл€ Ўтайна» говорила что-то подобное (улыбаетс€). “ут еще все дело в запросе. ¬се дело в запросе. я ведь не собиралась заниматьс€ детскими письмами, сбором книг, воспоминаний… Ќо возникали запросы и людей, и времени, и мне это казалось важным. Ќо ведь, как ни крути, а существует така€ вещь, как трагический идиотизм народа, который не хочет ничего помнить и знать про себ€ знать.

- я пыталс€ найти в сети ваш сайт или сайт вашего фонда, но безуспешно. ќн существует?

- —айт есть у моего литературного агента.  расивый, деловой, перечислены все книги, где и когда выход€т, есть рецензии. ј своего личного сайта у мен€, действительно, нет. ѕотому что очень много времени съедаетс€, когда влезаешь в суть. я ничего от этого не получаю, а врем€ мое уходит. “виттер, фэйсбук, сайт – € человек увлекающийс€ – гл€дь, два-три часа пролетели. Ќе могу себе позволить этого сейчас – времени мало осталось.

- ’одили разговоры, что вы войдете в совет нового российского общественного “¬. ƒл€ таких людей, как вы, ќ–“ могло бы стать очень хорошей трибуной…

- Ќо мне не нужна трибуна – у мен€ этого более чем достаточно. » потом мо€ работа – книги, в них сказано гораздо больше, чем € могу сказать с трибуны. Ёто, скорей, вопрос моей установки. я не отказываюсь от участи€ в протестных движени€х, € считаю, что создание гражданского общества в –оссии – острейша€ необходимость. ≈сли его не будет, то будет фашистское государство, отсталое, третьего мира, помпезно нищее. ¬се это уже просматриваетс€… ≈сли будет создано гражданское общество, то есть небольшой шанс избежать туманного будущего. ј иначе будем жить в стране, котора€ заслуженно занимает 138-е место по медицинскому обслуживанию, 188-е по образованию, культуре и прочее. ћы к этим местам идем со страшной силой, и это ужасно. » за это несет ответственность государство. » это позор.

- ћне доводилось общатьс€ с нашими лидерами продаж – ”стиновой, ƒонцовой, ћарининой – и они говорили, что литературные премии – это дело дес€тое-двадцатое… √лавное, мол, чтобы народ читал! ј вот у вас так получаетс€, что и престижных литературных премий хватает, и тиражи немаленькие…

- Ёто, конечно, ситуаци€ редка€, уникальна€. я вообще считаю себ€ удачливым человеком в этом плане. я к успеху не рвалась, о нем вообще не думала, мне просто хотелось написать одну книжку, другую книжку… » то, что случилс€ успех, произошло само собой, без моего на это намерени€… „то касаетс€ литературных премий, там всегда есть свой интрига, сво€ идеологи€, свой подпольный расклад, который мы обычно не знаем. ѕричем, это и в российских, и в западных преми€х. ¬от в 1996 году € получила премию ћедичи – замечательную литературную премию. Ќаграда за нее составл€ет ноль рублей, ноль копеек. Ќо когда книжка получает премию ћедичи, это значит, что ее тут же все покупают. » вот мне дали такую премию, но в тот год € была не одна, был еще второй автор, мы получили вдвоем. » только через некоторое врем€ € узнала, какой был скандал в жюри по поводу того, чтобы наградить двух авторов, какой там был раскол, какие были игры. ѕоэтому € никогда не вхожу в состав жюри, чтобы не ставить себ€ в неудобное положение.

- ¬ интервью «‘онтанке» ћихаил ¬еллер сказал, что современной российской литературе удалось сделать то, что не могут ни кино, ни музыка… ≈сли кино мы сегодн€ смотрим голливудское, музыку слушаем американскую и английскую, то книжки читаем русские. “иражи наших писателей в –оссии намного больше, чем иностранных! „то вы об этой ситуации думаете?

- Ёто вопрос, скорей, статистический, исследовательский.  огда началась перестройка, люди накинулись на те жанры, которых у нас не было – любовный роман, фэнтези, причем все это довольно мусорного качества, потому что многие хорошие книги как раз были переведены и в советское врем€ (тот же Ѕредбери). ѕотом западным мусором насытились, но сейчас охотно потребл€ют свой собственный мусор.

 ачественные книги – достаточно редкое €вление, причем во всем мире – в јмерике, –оссии, »талии, ‘ранции. ’орошие книги вообще не так часто возникают, и сейчас € это могу сказать как человек, рынок знающий. Ќе спрашивайте у мен€ фамилий, но в год выход€т только две-три книги, которые стоило бы прочитать.   сожалению, они выход€т не в –оссии – эти большие мировые новинки. ƒа, у мен€ есть успех, мои книги изданы в 33 странах, во многих хорошо продаютс€, но, поверьте мне, это не идет ни в какое сравнение с бумовыми книгами прекрасных английских писателей, которые сегодн€ €вно лидируют на литературном всемирном рынке.

“екст и фото ћихаила —адчикова, «‘онтанка. ру»

 уда уходит детство, баклан?

ћайк ƒжадж сн€л новых ЂЅивиса и Ѕаттхедаї Ч и они не изменились. ¬ отличие от нас.

—татьи

>