Алексей Балабанов: «Артисты - это люди, испорченные театром. А у меня - настоящие люди»

22 декабря 2012, 23:18
Версия для печати Версия для печати

Алексей Балабанов интервью практически не дает. Закрытость и молчаливость 53-летнего питерского кинорежиссера - притча во языцех. Говорит он крайне мало, односложно, и хоть краткость – сестра таланта, в истории с Алексеем порой сложно разобрать, его слишком лаконичные ответы - это мудрость, или просто нежелание общаться. Только что вышел в прокат новый фильм Балабанова «Я тоже хочу». И на правах старого знакомого я постучался в дверь Лешиной квартиры на Васильевском острове… 

- Правда, что сценарий «Я тоже хочу» вышел самым коротким из ваших сценариев и уместился на 12-ти страницах?

- На четырнадцати. Но у меня есть и короче. В первом «Брате» - двенадцать.

- В одном из интервью вы сказали, что идея снять картину появилась у вас, когда вы с оператором увидели заброшенную церковь…

- Так и было.

- Она чем-то отличалась от других заброшенных храмов?

- Это было просто красиво. Мы с Сашей, он гениальный оператор (Александр Симонов. – Прим. Авт.), ездили, ходили и увидели в Тверской области этот храм. Это было зимой. Люди из тех мест сказали, что эта колокольня упадет. Она до сих пор не упала, но спасти ее уже нереально.

- Сыгравший в вашей картине одну из главных ролей рокер Олег Гаркуша рассказал мне: «Когда уже съемка закончилась, мы проезжали по дороге, и Балабанов увидел церковь, в которую еще не зашел… Балабанов остановился: «Мы здесь снимаем!» Ему говорят: «Дебет-кредит, все дела» - «Нет, снимаем, и все, иначе фильма не будет»… Так все и было?

- Да, это не выдумка. Так и было. Там мертвая территория и огромное количество храмов. Это город Бежецк в Тверской области.

- На питерской премьере фильма «Я тоже хочу» с вами был священник, батюшка… Он из Бежецка?

- Нет, это отец Рафаил из Великого Устюга. Снимался у меня в «Морфии». Он мой товарищ и просто приехал ко мне на премьеру. Жил у меня, оставался и тогда, когда я уезжал на московскую премьеру…

- Вы с ним часто общаетесь?


- Постоянно, по телефону.

- А сами помогаете каким-то храмам?

- Я не люблю церковь. Это институт. Есть там хорошие люди, есть плохие. Я однажды Рождественский пост целиком выдержал и пошел в церковь. Хотел причаститься, исповедоваться. А священник мне сказал: «Пошел вон отсюда!»

- Что его смутило? Ваш внешний вид, ваша любимая тельняшка?


- Я не знаю. Надя, моя жена, потом пошла и спросила: «Почему вы его прогнали? Это Балабанов, кинорежиссер». Он ответил: «А я не знал, извините». Вот и всё.

- В одном интервью вы сказали, что сами никогда не выясняли отношения с Богом…

- Не говорил такого. Я в Господа верю, я православный человек.

- Владимир Познер любит задавать вопрос из анкеты Марселя Пруста: оказавшись перед Господом Богом, что вы ему скажете? Если бы Познер пригласил вас в свою телепрограмму, пошли бы и стали бы отвечать на вопрос Пруста?

- Нет, не пошел бы. И отвечать бы не стал.

- А почему, собственно?


- А не люблю туловищем торговать. Меня Сельянов просит иногда (Сергей Сельянов – продюсер всех балабановских картин. – Прим. Авт.), но на самом деле я этого не хочу.

- Однако вы же появляетесь на каких-то фестивалях, презентациях…

- Уже нет.

- Критики сбились с ног, пытаясь определить жанр вашей картины. А вы сами в одном из интервью сказали, что придумали жанр – фантастический реализм…


- Да, это правда.

- Но этот жанр не вы придумали…

- Нет, я придумал, такого нет. На самом деле, там все настоящее, от начала до конца. Кроме истории. История придуманная. А люди реальные. Ничего не строилось, в павильонах мы не снимали. Настоящий город Бежецк,  надпись «Магазин» настоящая. Колокол, росписи в храмах – все настоящее.

- Гаркуша еще мне рассказывал, что он попал в ваш фильм случайно, без кастинга, буквально за десять дней до начала съемок. А первоначально на роль Музыканта планировался другой участник группы «Аукцыон» - Леонид Федоров, но он не мог отменить гастроли…


- Так и было. Но на самом деле я доволен, потому что Гаркуша – отличный, и это его первая драматическая роль. Он клоуном был всю жизнь.

- Все хорошо, но когда Гаркуша, который и на концертах «Аукцыона» почти не поет, в вашем фильме коряво заголосил: «Я стоял на углу двух главных улиц», невольно мелькнула мысль: ну, не может такой безголосый «певец» быть профессиональным музыкантом!

- По-моему, гениальная песня. Потому что она необычная.

- Да и Леня Федоров не должен обижаться: в фильме почти час звучат его музыка, песни…


- Я очень люблю его музыку. Он гениальный музыкант. Мне сильно помог - дописал для фильма какие-то гитарные вещи.

- Правда, что именно Федоров посоветовал вам позвать Гаркушу?


- Нет, я сам. Я и Бутусову предложил. Но он неправильно себя повел. Сказал мне: «Если хоть один человек появится на площадке пьяным или выпившим, то я развернусь и уйду!» А на хе… мне это надо! Все люди, которые в моем кино снимаются, они, в принципе, не пьют.

- Ваши герои бросают все дела и отправляются к Колокольне счастья, зная, что если их «не возьмут», тут же наступит смерть… Насколько ценно для вас самого это близкое и далекое понятие «счастье»? Не кажется ли слишком примитивным для оценки жизненных хитросплетений?

- Счастья все хотят. На самом деле, счастье - это просто, когда тебе хорошо. Вот я позавчера в бане был, и мне было хорошо. В той, где я снимал кино. Я хожу в эту баню, там люди хорошие, меня все знают, никого нет, пусто. Красота! Я один в огромной бане. Никто же сейчас в баню не ходит – я не знаю, почему.

- Вы сами тоже сыграли в этом фильме - роль режиссера. Он твердил: «Я тоже хочу», но его Колокольня счастья не взяла… Почему?


- Потому, что плохие фильмы снимал.

- Вы не себя конкретно имели в виду?

- Себя.

- А Гаркушу почему забрала Колокольня счастья?

- Он человек хороший, действительно, личность. И я его очень уважаю. Мне с ним было очень комфортно работать.

- Как пришла в голову мысль полдня гонять вашу героиню Проститутку (актрису Алису Шитикову) голой по снегу?

- Это красиво, или нет?! Ну, вот и все…

- Известно, что вы любите снимать непрофессиональных актеров. Но рокер Гаркуша сыграл в девятнадцати фильмах, а бизнесмен Александр Мосин - в пяти… А для вас они так и остались непрофессиональными актерами?


- Конечно. Какие они актеры? Они – личности. Артисты – это люди, испорченные театром. А они – настоящие люди.

- А вы как режиссер в театре ничего не хотели бы поставить?


- Нет. Я театр не люблю. Никогда не ходил и не буду.

- Вы далеки от светской хроники, но Интернет забит вашим рассказом о том, что вы… воровали водку из холодильника Ельцина (вот как выглядит цитата: «Все мои отношения с политикой заключаются только в том, что в свое время я воровал водку из холодильника Ельцина. Это было в Свердловске, когда Ельцин занимал должность секретаря обкома партии. Мой друг был мужем его дочки, поэтому я бывал у них»). Извините, но можно ли верить этой «цитате»?

- Я не воровал. Брал. Что значит, воровал?..

- Но мой вопрос не об этом… Скажите, будучи столь близко к сильным мира сего, вы для себя, для своих фильмов никогда ничего не просили?

- У меня есть продюсер – Сергей Сельянов. Это его работа. Я про деньги ничего не знаю и знать не хочу. Сережа всегда мне помогал, мы друзья.

- Остались ли вы соучредителем кинокомпании СТВ, созданной двадцать лет назад?

- Если Сельянов меня не выключил, значит, остался…

- Хорошо, а как вы считаете – должно ли кино быть прибыльным? Принесет ли прибыль фильм «Я тоже хочу»?

- Это не ко мне вопрос, я про это ничего не знаю.

- Как вы восприняли назначение Федора Бондарчука во главе «Ленфильма»?

- Никак. Я его не видел.

- Сумеет ли он поднять «Ленфильм»?

- Думаю, что нет. Дело не в Федоре, а в самом «Ленфильме».

- Насколько важен для вас самого «Ленфильм»?

- Я там начинал. Там павильоны хорошие. Но сейчас у Месхиева свои павильоны. Я думаю, «Ленфильм» умер. Хотя это не моя тема. Если Федя спасет «Ленфильм», я буду только «за».

- Питерские известные режиссеры – Герман, Сокуров, Учитель, Снежкин - народные артисты России… А почему же Балабанов без высоких званий?

- Мне это абсолютно не важно.

- Но ваш герой говорит: «Я – режиссер, член Европейской киноакадемии»…

- Я про себя и сказал.

- А в обычной жизни вы когда-нибудь так представляетесь?


- Нет.

- Чтобы сыграть свою смерть на экране, нужно быть человеком без предрассудков?


- Про предрассудки я никогда не думал.

 - Это ведь ваш первый опыт съемок кино на цифровую камеру?


- Мне оператор Саша Симонов предложил.

- Оправдал ли себя этот эксперимент?


- На самом деле, разницы нет. Сейчас даже огромные фильмы, снятые на пленку, переводятся на цифру, для показа в цифровых кинотеатрах. Сегодня цифра по качеству догнала пленку.

- В следующем фильме вы вернетесь к пленке?


- Скорей всего, нет. Но сначала надо сценарий написать.

- Правда, что вы решили снять фильм про бандитскую молодость Сталина, и такая мысль пришла вам с Сельяновым после недавней поездки в Тбилиси?

- Да.

- Вы часто говорите, что выходите из дома очень редко… А чем дома занимаетесь?


- Фильмы смотрю на канале «Русское кино», там рекламы нет. Книжки читаю. Очень люблю роман «Соборяне» Лескова.

- У вас двое сыновей. Младший, Петя, неожиданно сыграл в «Я тоже хочу»…


- Он очень хорошо рисует, он двоечник абсолютный, но умный. Старший окончил университет с красным дипломом, сейчас – аналитик на СТВ.

- Леша, в обычной жизни вы явно не из тех, кто лезет вперед, «высовывается»… Тем не менее, снимаете фильмы, руководите большой съемочной группой. Или на съемочной площадке становитесь другим?

- Там я другой.

- А настоящий вы где – на съемочной площадке или дома?

- Дома.

- Мемуары еще не пишите?


- Мне друзья-бизнесмены предложили книгу написать. Огромный опыт, все-таки я 53 года прожил. Полмира объехал. Говорят мне: «Напиши книжку про себя!»

- И что же, будете писать?


- Они позавчера предложили. Я пока еще не понял, но, может быть, напишу.

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова
 

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>