В БДТ учителям показали четырех «Гамлетов»

29 октября 2014, 12:58
Версия для печати Версия для печати

В Большом драматическом театре продолжает работу проект «Педагогическая лаборатория БДТ». Суть его не только в том, чтобы превратить педагогов города в резидентов театра в школах, но и в том, чтобы научить их применять театральные практики на школьных уроках, и для лучшего освоения материала обращаться не только к разуму, но и к чувственной природе учеников. Проект «Педагогическая лаборатория БДТ» является частью более глобальной художественной программы – «Эпоха просвещения», которая заявлена художественным руководителем театра Андреем Могучим.

«Эпоха просвещения» предполагает целый цикл программ, направленных на работу вне стен театра и в театре, – рассказал Андрей Могучий. – В этом смысле мы сотрудничаем и с Театральной академией, и со школами. У нас действует «Педагогическая лаборатория БДТ». Это направление работы у нас курирует режиссер Борис Павлович, который опирается в том числе и на немецкий опыт, хотя изначально, как выясняется, эти практики, эта методология работы со школьными учителями, которые в результате становятся агентами театра в городе, была разработана на нашей, ленинградской почве. И это не только подготовка нашего будущего зрителя, но и зрителя сегодняшнего, потому что сейчас мы ориентируем наш репертуар на разные возрасты, в том числе, и на школьный. Это представление театральной культуры как основы для преподавания – например, применения элементов актерского мастерства в методиках школьного обучения. Практически при каждом серьезном немецком театре существует социальный отдел, но они эту практику взяли от нас, в частности, от таких театральных режиссеров, как основатель ленинградского ТЮЗа Брянцев и его прославленный главный режиссер Корогодский. Возникает закономерный вопрос: почему бы ТЮЗу не продолжать эти программы? На это у меня есть ответ: значимость воспитания подрастающего поколения, вступающего в активную жизнь – это дело национальное, а БДТ, в свою очередь – принадлежность национальной культуры. И придать статус, важность этому направлению работы, могут только такие театры, как БДТ, Александринка, Малый театр в Москве, МХТ имени Чехова. Это дело больших, крупных театров, которые должны обозначить серьезность проблемы и обеспечить высокий уровень ее решения. Мы этим занимается всерьез и очень интенсивно, и, я думаю, эффект от наших действий станет ясен, виден в ближайшее время. Фактически наши действия в педагогической сфере уже сейчас расширяются до национальной программы, поскольку мы получили поддержку и министра культуры Владимира Мединского, и премьер-министра Дмитрия Медведева, который приезжал к нам на открытие. Это не потому, что мы выполняем указания сверху, как это было в старые времена – мы, в этом смысле, даже были чуть раньше и просто совпали с программой, которая артикулируется сейчас на уровне правительства страны. Просветительское направление работы для БДТ – новое, но для меня оно очень ценное. Я лично принимал участие в ряде просветительских проектов, которые проводит наш театр, и это абсолютно внятные, современные, живые методологии, позволяющее привлечь в театр людей, которые ходить сюда не предполагали».

«Прошедшая только что встреча с учителями – уже третья: первая прошла в марте, вторая – в сентябре, – говорит руководитель «Педагогической лаборатории», режиссер БДТ Борис Павлович. – Вход на встречи свободный, но по предварительной записи на сайте БДТ и в социальных сетях. На каждой встрече мы выбираем главное слово (понятие), которому посвящаем разговор. Сейчас в центре дискуссии было понятие «интерпретация». Мы разбирали, что такое «интерпретация», почему режиссеры всегда ставят «не так, как написано», зачем нужно столько «Гамлетов» на сцене, и как можно принцип художественной интерпретации применить на уроке литературы».

Как рассказали устроители «Педагогической лаборатории», в качестве театрального примера в разговоре об интерпретации классического текста учителям были показаны несколько видео-отрывков «Гамлетов», поставленных разными режиссерами-современниками: Питером Бруком, Юрием Бутусовым, Николаем Колядой, Эймунтасом Някрошюсом. После говорили о том, почему эти «Гамлеты» такие разные, какая шекспировская тема стала приоритетной для каждого режиссера, и какой из отрывков оказался ближе каждому из присутствующих педагогов.

Затем речь зашла о том, следует ли читать критические статьи перед просмотром спектакля по классическому произведению, возможно ли сказать точно, про что написал свой текст Пушкин или Шекспир. Также обсудили спектакль Андрея Могучего "Счастье" в Александринке, как пример современной интерпретации текста классика, поделились впечатлениями.

По словам организаторов, на каждой встрече присутствует не более 50 учителей, потому что это должно быть общение в форме диалогов, а не лекции. Школьные педагоги задают множество вопросов. Например: нужно ли приводить на спектакль учеников, если он не понравился учителю, стоит ли в этом вопросе предоставить детям самим делать выбор и позволять спорить с педагогом, доказывая свою точку зрения? Сошлись на том, что нет ничего хуже равнодушия, а живые эмоциональные реакции любого свойства стоит приветствовать и осмыслять.

На следующей, уже четвертой встрече «Педагогической лаборатории БДТ», которая состоится 29 ноября, предполагается практическое занятие – обсуждение спектакля «Томление» эстонского режиссера Эльмо Нюганена: предпремьерный показ участники Лаборатории посмотрят накануне.

Также учителя получили задание поговорить с учениками на тему, что такое сегодня «новый человек», «герой»? Что, по мнению ребят, представляет собой «идеальный мир»? Подобные темы на «Педагогической лаборатории» возникли в связи с тем, что художественный руководитель БДТ Андрей Могучий в данный момент выпускает на главной сцене БДТ спектакль по роману-утопии Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Премьера намечена на середину ноября.

Известна также тема пятой встречи «Педагогической лаборатории». На ней пойдет разговор о документе в театре и вообще о понятии документальности: что это такое, как его можно использовать на сцене и для чего.

Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру

Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?

«И, взвившись, занавес шумит». Но вспомните ли вы — где? В «Евгении Онегине» у Пушкина речь шла, кстати, о ныне не существующем Большом Каменном театре. А вот в наши дни занавесы остались не везде. Но как не ностальгировать по такому романтическому атрибуту, символизирующему тайну и врата, отделяющие нас от пространства условности?

Статьи

>