XXIV «Балтийский дом» завершился раздачей призов

14 октября 2014, 02:31
Версия для печати Версия для печати

Несколько часов назад в Александровском парке торжественно завершился XXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году его главным кредо стали "Шекспировские страсти", которые, как показал опыт, далеко не ограничены шекспировским репертуаром. Более чем подходящими для афиши под таким заголовком оказались спектакли и по Чехову, и по Беккету, и по новейшим драматургическим опытам. Дело, конечно, в именах постановщиков, которые в этом году были отборные: в афишу вошли спектакли Оскараса Коршуноваса (Литва), Эймунтаса Някрошюса (Литва), Пиппо Дельбоно (Италия), Корнеля Мундруцо (Венгрия), Ромео Кастеллуччи (Италия). Причем Кастеллуччи и Мундруцо приехали в Россию впервые, а это те два имени, которые обыкновенно взрывают афиши самых престижных европейских форумов – Авиньонского и Венского.

На фестивале был представлен 21 спектакль, присутствовало более 150 зарубежных гостей, приехало более 250 участников в составе 9 театральных коллективов.

Сцега из спектакля
Сцега из спектакля "Наш Дзин Кэ" Пекинского народного художественного театра

Фото: Пресс-служба театра-фестиваля "Балтийский дом"

Уже десять лет как фестиваль "Балтийский дом" не является призовым, то есть, на фестивале не заседает высокое жюри. Между тем, остались традиционные призы, которые раздаются в заключительный день фестиваля. Прежде всего, это приз зрительских симпатий, который выдается по результатам рейтингового голосования публики. В этом году он вручался отдельно за большую и малую формы. Из всех спектаклей большой сцены зрителей наиболее впечатлил Пекинский народный художественный театр – китайский драматический театр, приехавший в Россию впервые, со спектаклем «Наш Дзин Кэ». Из всех камерных сценических опусов более всего (в процентном соотношении) зрительских голосов набрала «Последняя лента Крэппа» Театра «ОКТ» (Театр Оскараса Коршуноваса из Вильнюса) – моноспектакль любимого российской публикой Юозаса Бурдайтиса.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Деменция", режиссер Корнель Мундруцо (Венгрия)

Фото: Пресс-служба театра-фестиваля "Балтийский дом"

Также традиционно "Балтийский дом" вручает Приз критики им. Леонида Попова, безвременно ушедшего из жизни петербургского театрального критика – эта награда учитывает мнение всех журналистов, аккредитованных на фестивале. Ее тоже нынче вручали за большую и малую формы отдельно. Критику покорил спектакль Корнеля Мундруцо "Деменция" – произведение на стыке оперетты (как же – Венгрия!) и документального театра о последних днях существования крупнейшей психиатрической клиники в Будапеште, которую угораздило занять крайне привлекательный для хозяев жизни дом в центре столицы. Этот же приз получила "Чайка" Оскараса Коршуноваса, превратившаяся в маленькую трагедию небездарных людей, которые не снесли своих не таких уж тяжких крестов.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Орхидеи" Пиппо Дельбоно

Фото: Пресс-служба театра-фестиваля "Балтийский дом"

Наконец, приз дирекции фестиваля получил Пиппо Дельбоно – за спектакль «Орхидеи», который сложился, а точнее, не сложился вокруг образа умирающей матери самого Пиппо. Мать создателя «Орхидей» умерла год назад, и в спектакле возникли кадры последних минут ее жизни, в которых смерть явилась во всех своей неприглядности и подлинности. Как и в прежних произведениях Дельбоно, на сцене появился он сам с пространными графоманскими монологами в микрофон и его подопечные, люди с синдромом Дауна, а также замечательно артистичный глухонемой старик Бобо, 45 лет проведший в психиатрической клинике. И в итоге подлинность глубоко личного высказывания перевесила все нелепости, неловкости и совершенно невозможные приемы. Так что выбор дирекции «Балтдома» отразил главную тенденцию современного театра: острое, нервное, яростное, больное высказывание со сцены от первого лица несравнимо приоритетнее ремесла как такового.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 29 ноября — 1 декабря: Рерих в Эрмитаже, праздники книг и «РокАстроФест»

В первые — уже наполовину зимние — выходные отправляемся смотреть фестивальное кино и историю про медвежонка Паддингтона, слушаем музыку на фестивале ударных инструментов и мысленно путешествуем по просторам галактики.

Статьи

>