89 кругов ада: Ђ—олнечный ударї Ќикиты ћихалкова

11 окт€бр€ 2014, 04:11
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

 ѕремьера нового фильма Ќикиты ћихалкова «—олнечный удар» демонстративно состо€лась 4 окт€бр€ в возвращенном –оссией  рыму – у служителей муз в последнее врем€ прин€то широко использовать политический контекст. Ќо проводить параллели между «”даром» и, например, концертами јрбениной или ћакаревича было бы неверно. ¬изит в кинотеатр показал, что на нас снизошло »скусство – как ни странно это звучит в приложении к режиссеру, казалось бы, исчерпавшему себ€ и накормившему публику неудобоваримой «÷итаделью».

Ќо так и есть: режиссер вернулс€ во времена своего «ћеханического пианино» и предъ€вил зрителю парадоксальным образом одновременно камерную и эпическую ленту, богатую на самоиронию, самоцитирование и аллюзии. ѕосетители кинотеатра в большинстве своем остаютс€ неподвижными до самого окончани€ титров (и дело вовсе не в том, что они сопровождаютс€ песней «Ќе дл€ мен€» с солирующим режиссером – это как раз €вл€етс€ несколько смазывающим мизансцену фактором).  атарсис – он и есть катарсис, которому не смог помешать даже крайне неудачный выбор актера на главную роль.

»так, Ќикита ћихалков скрестил два произведени€ »вана Ѕунина – «—олнечный удар» и «ќка€нные дни». »стори€ призрачной любви молодого поручика, родившейс€ на волжских берегах, перемежаетс€ повествованием о его же трагической участи в прокл€том крымском но€бре 1920 года.  расивые пароходы, €ркое солнце, жизнеутверждающие пастельные краски, газовый шарфик и из€щные дамские уборы станов€тс€ в один р€д с колючей проволокой, лагерными нарами и трюмом старой баржи, которому уготовано стать братской могилой дл€ белых офицеров и казаков, поверивших лживым большевистским обещани€м свободы.

”жасно хочетс€ пересказать подробности сюжета, но это было бы просто нечестно: «—олнечный удар» из тех фильмов, которые нужно увидеть собственными глазами.  онечно, три часа экранного времени и посто€нна€ смена сюжетных линий – испытание не из простых. Ќо, повторимс€, не так часто в последнее врем€ на большом экране по€вл€етс€ произведение кинематографического искусства. —кладываетс€ даже впечатление, что Ќикита ћихалков снимал ленту с огл€дкой на свой век – а вдруг и впр€мь, тьфу-тьфу, последн€€ фильма?

Ќаверно, именно отсюда така€ жажда вернутьс€ к лучшему из творческой биографии, така€ страсть продемонстрировать многочисленные символы – пусть они уже и показаны другими. Ќапр€мую процитирован Ёйзенштейн – михалковский есаул, разбира€ под большевистским присмотром баррикаду, обнаруживает детскую кол€ску с трогательными пинетками, куклами из папье-маше и куриным божком с надписью «ѕривет из ялты». «адавшись вопросом « ак все это случилось?», ставшим слоганом фильма, есаул с ожесточением и грустью толкает кол€ску по ступен€м той самой ѕотемкинской лестницы (в «”даре», правда, ќдесса в качестве места действи€ не упом€нута).  ружащий голову прыжок главного геро€ с отвесного и еще мирного волжского берега заставл€ет нас вспомнить схожую сцену из первого фильма мэтра – «—вой среди чужих, чужой среди своих». ћилые салонные глупости на борту парохода «Ћетучий», куда и нагр€нула любовна€ страсть, словно перекочевали из череды усадебных увеселений «Ќеоконченной пьесы дл€ механического пианино».

¬идео YouTube –усские “рейлеры HD / Russian Trailers in HD

ќтдельно хочетс€ сказать про музыку. Ќад фильмом работал давний михалковский соратник Ёдуард јртемьев, но лейтмотивом всего действи€ стала прекрасна€ “реть€ ари€ ƒалилы из оперы —ен-—анса. ѕодобна€ попул€ризаци€ вершин музыкального искусства нам знакома по фильму «Ќесколько дней из жизни ќбломова» – тогда героин€ ≈лены —оловей составл€ла единое целое с арией Casta Diva из беллиниевской «Ќормы». Ќо там музыкальную тему прописал √ончаров, а тут ћихалков оставил выбор за собой. », кстати, дл€ ≈лены —оловей в «—олнечном ударе» нашлась бы комична€ роль эротически-нервенной матери семейства, с которой путает предмет своих воздыханий главный герой. ѕравда, хороший зар€д экзальтации и жеманства выдала в этом эпизоде ученица —ерге€ ∆еновача јнастаси€ »мамова: образ «“ани-“ани ƒоримедонтовны» €вл€етс€ одной из немногих смехоточек картины и ее светлым аккордом.

ќтметим и другие актерские удачи. Ѕез сомнени€, в р€д ключевых образов фильма вход€т фигуры большевистских властителей  рыма – потопившей полуостров в крови –озалии «емл€чки (ћириам —ехон) и венгерского вурдалака Ѕелы  уна (—ергей Ѕачурский), чье им€, к позору ѕетербурга, до сих пор присутствует на карте города. » здесь, скрип€ зубами, приходитс€ говорить о михалковском гении – оба страшных персонажа поданы в неожиданном гротескно-комичном ключе. «емл€чка-«алкинд попрекает сдавшихс€ офицеров надтреснутым голосом институтской дамы и гневаетс€ на подобострастного, но нетвердого в русском €зыке  уна, именующего ее «богина», а не «богин€». —ам Ѕела  ун выведен абсолютно придурочным типом – смешно, если не знать, чем все закончитс€. » от этого становитс€ еще ужаснее: сквозь смех приходит страх. ƒобавим сюда еще портретное сходство ћириам —ехон со своей героиней – дл€ молодой актрисы участие в «”даре» вполне может стать счастливой картой.

“еплых слов заслуживает и юный јлександр ћичков, сыгравший трогательно-наивного юнкера, который спешит к родител€м в ѕариж, а пока здесь, в лагере, развлекает товарищей по оружию фигурным катанием на роликах (был чемпионом в мирное врем€!) и все пытаетс€ сделать общий фотографический снимок на заботливо сохраненном дедушкином аппарате – за два часа до смерти ему это таки удастс€. ќбраз зеленого юнкера с еще мальчишеской шеей – один из самых удачных в ленте, что объ€снимо: молодой актер с детства принимал участие в спектакл€х ћастерской ѕетра ‘оменко, а, значит, школа пройдена отменна€.

„итатель, конечно, заметил – все названные имена малоизвестны широкой публике. Ёто действительно так – Ќикита ћихалков пригласил в картину за исключением јвангарда Ћеонтьева и јлександра јдабашь€на сплошь новые лица, это относитс€ и к исполнител€м главных героев. Ќо здесь мы вынуждены говорить о неудаче. ≈сли ¬иктори€ —оловьева (Ќезнакомка) на экране почти никака€ (разве что умеет кокетливо строить глазки, говорить чувственным шепотом да обильно покрыватьс€ потом во врем€ грехопадени€ – словно мешки разгружает), то к латышскому актеру ћартиньшу  алита хоть примен€й известное правило русского €зыка про «стекл€нный, олов€нный, дерев€нный». —текл€нный, большей частью одинаковый взгл€д, неповоротливость олов€нного солдатика и вообще «дерев€нна€» манера игры заставл€ют только дивитьс€ – как весь этот набор не портит впечатление от всего фильма. ј ведь не портит! ¬от что значит михалковское чудо.

≈сть в фильме еще один герой – на первый взгл€д третьестепенный, но именно с ним и св€зана лини€ сюжета, котора€ приводит в финале к катарсису и слезам зрителей. √оворить про него ничего не буду – посмотрите, пожалуйста, сами. » на него, и на обе –оссии. ќдну – светлую и мирную, с гимназистками ¬ерочкой и Ќаденькой, перепутавших путешествующего р€дом с ними писател€ “ригорина с почившим три года тому „еховым, с икоркой и стрел€дками, со смешным фокусником-неумехой и пронырой-фотографом, с малиновым звоном над ¬олгой и умильными бабами на пристани в ƒологово, торгующими смородиной и незрелым крыжовником. —о смешной “аней-“аней, вообразившей себ€ предметом обожани€ красавчика-офицера (как повернулась ее жизнь? ”целела ли в революционном огне вместе с мужем-иностранцем и двум€ детьми?). » другую –оссию, погруженную в ужасы гражданской войны и идущую на дно, как та сама€ баржа с главным героем. ¬ ƒантовом аде дев€ть кругов. “а сама€ эйзенштейно-михалковска€ детска€ кол€ска отсчитала восемьдес€т дев€ть ступеней – ровно столько кругов пророчит –оссии и всем нам ћихалков. ≈сли не вернемс€ к единственно верным, по его мнению, «скрепам».

≈вгений ’акназаров, «‘онтанка.ру»
 

Ђ¬ек назад бывало и так: сн€ли со стены Ч а сзади плесеньї. «ачем в музее климатологи

¬ –усском музее показывают, как мер€ть шум, сквозн€ки, уровень освещенности и влажности стен. ¬  орпусе Ѕенуа в эти дни идут практические зан€ти€ дл€ специалистов музейных профессий Ђѕриборы дл€ контрол€ параметров музейного микроклиматаї. ѕока музейщики из разных городов –оссии осваивают новые знани€, климатическа€ служба –усского музе€ отвечает на вопросы Ђ‘онтанкиї.

—татьи

>