
Медиа Форум раскачивает лодку

Открывшийся в среду Медиа Форум переходит в активную стадию — в субботу к полнометражным показам добавились сериальные, а на следующей неделе стартует бизнес-площадка в здании Биржи, в рамках которой будут проходит круглые столы, и презентации новых сериалов на новой сцене Александринского театра. Но уже сейчас можно уверенно говорить, что смотр получился вполне громким и добавил в тихий городской контекст остроты и волнений.
Кажется, нигде глава обновленного большого городского кинофестиваля Екатерина Мцитуридзе не говорила о том, что видит своей задачей работу с местным контекстом. Но уже сейчас — усилиями кураторов – получилось именно это. Определенно, вышло не только привезти важные ленты, но и отобрать их так, чтобы фильмы резонировали со временем и пространством. Судите сами: режиссер фильма открытия – «Мамочки» – Ксавье Долан отказался приезжать на петербургский показ. Опубликовал видеообращение, в котором сообщил, что с радостью наведается в Россию и в Петербург тогда, когда «таким, как он, здесь ничто не будет угрожать» (Долан, кто не в курсе — открытый гей).

Кадр из фильма "Мамочка"
Фото: Shayne-Laverdiere/ СПММФ
Франсуа Озон приехал на премьеру своей «Новой подружки», которая прошла в «Авроре» в четверг (надо сказать, событие важнейшее — всего третий показ вообще нового фильма одного из ключевых на сегодня кинорежиссеров). И показал — кино про девушку, у которой умерла лучшая подруга, после чего выяснилось, что ее вдовец имеет привычку переодеваться в женское платье.

Кадр из фильма "Новая подружка"
Фото: СПММФ
Наконец, третий — и, кажется, самый главный в смысле новизны — важный фильм Медиа Форума, «Меня зовут Мммм» французского дизайнера и модельера Аньес Б, тоже оказался «фильмом беспокойства». Здесь девочка-подросток сбегает из дома, от отца-насильника, вместе с трагическим британцем-дальнобойщиком, недавно похоронившим жену и дочь. Кино про дружбу молчаливой девочки и татуированного бугая тоже ковыряет любимую медиаболячку – про педофилов и борьбу с ними.

Кадр из фильма "Меня зовут Мммм"
Фото: СПММФ
В Петербурге, где отвыкли от активной киножизни, нынешняя осень оказывается горячей — приходится привыкать к почти столичным ритмам, когда один киносмотр перетекает в другой, а параллельно (если говорить о культурных событиях вообще) и Манифеста, два колоссальных театральных фестиваля: «Александринский» и «Балтийский дом» (оба с обширной и значительной программой). Хотя куда значимее, конечно, не количество, а качество — когда за серьезным документальным кино следуют проблемные драмы, говорящие о больном на новом, актуальном языке. Когда от фестиваля к фестивалю публика привыкает к разговору о важном, научается проговаривать скрытое, то, что прежде умалчивалось. Причем, так, как это делают звезды Медиа Форума. Как Аньес Б, сочетающая чистую операторскую картинку с панковскими стоп-кадрами и съемками на мобильник. Как Озон, который балансирует на грани водевиля и умудряется при этом говорить о главном на легком, попсовом языке.

Франсуа Озон в Петербурге
Фото: Пресс-служба СПММФ
Странным образом, СПММФ осуществил то, чего от него вовсе не ждали — рассчитывали, что лодку городской культуры раскачает «Манифеста», что больные темы будут звучать на языке современного изобразительного искусства. Но радикальное художественное высказывание явилось, откуда не ждали – на громком и броском, но без претензии на генерирование смыслов мероприятии. И, что важно, в самом массовом сегменте городской культуры. Явление это наверняка должно принести свои плоды. А насколько получится осуществить те задачи, которые Медиа Форум постулировал с самого начала — создать дискуссионную площадку, организовать дееспособный кинорынок, объединить кино, телевидение и новые медиа и так далее — станет ясно совсем скоро. Но зрителей Медиа Форума это будет касаться уже в меньшей степени — после завершения фетсивальной программы начнутся разговоры и показы за закрытыми дверями.

Дискуссия в рамках Форума: слева Франсуа Озон, справа - Александр Мамонтов, куратор программы «MAMENTUM – лучшие фильмы Каннского кинофестиваля 2014»
Фото: Пресс-служба СПММФ
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35