Смотрите, кто пришел!

29 сентября 2014, 22:46
Версия для печати Версия для печати

28 сентября вечером исторический зал БДТ впервые открыл свои двери для зрителей. Правда, билеты в кассах можно было приобрести только на третий ярус, остальные места были заполнены друзьями этого театра, теми, кто прожил жизнь вместе с БДТ, но так или иначе первые 750 зрителей вошли в отреставрированный, просторный зал, увидели новый занавес, новую сцену, о которой так много говорилось, и неизменных хозяев БДТ, всенародных любимцев Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили и других выдающихся артистов здешней труппы. Роль главного спикера взял на себя худрук Андрей Могучий.

Началось действие задолго до того, как в зале погас свет. На белый железный занавес проецировались видеоролики – часть проекта «Мой БДТ»: своими мыслям и историями о БДТ делились Олег Табаков, Геннадий Тростянецкий и многие другие люди театра и простые зрители. Завершал этот парад монологов знаменитый исследователь театра Анатолий Смелянский, мучительно точно сформулировавший: «Товстоногов, сложившийся в «совке», противостоявший «совку» и ненавидевший сталинизм, попав в новое время, не нашел приспособлений для него». Великий режиссер остался в той эпохе, которая его породила – остался в том числе и физически, не перешагнув рубежа 90-х. И эта фраза Смелянского проявила бессмысленность любых претензий на возвращение в неизменности товстоноговского БДТ. И хотя Андрей Могучий заявил, что спектакль «Возвращение» – это поклон эпохе Товстоногова, да и дату открытия театр выбрал неспроста – день 99-летия Товстоногова, сам спектакль каждой фразой, каждой мизансценой кричал о необходимости возвращения в сегодняшнюю реальность.

На сцену Андрей Могучий подниматься не стал – накануне во время технической репетиции он повредил спину, но такая мизансцена смотрелась гораздо правильнее с позиций театральной идеологии нового БДТ – не просто демократичной, а берущей зрителя в «свой круг». Вот и реальный диалог с публикой начался по-домашнему, на равных, на одном уровне. Сам Могучий сформулировал собственное видение гипнотического притяжения прежнего БДТ: «Большой драматический театр всегда был генератором смыслов – это очень важное для нас понятие. Здесь умели это делать – генерировать то, что составляет суть настоящего момента. И, отработав здесь год, я убедился, что носители сакрального знания о том, как это делается, живы и сильны. И мы будем им соответствовать и вести театр в будущее».  

Из зала приглашались на сцену друзья для поздравлений, среди которых не было официальных. Владимир Кожин вышел не только как помощник Президента, но и как Президент благотворительного фонда «БДТ», и сказал о том «четвертом ярусе», который составляет особенное богатство именно этого театра – яруса, на котором, он уверен, и сейчас «сидят и смотрят на нас Георгий Товстоногов, Луспекаев, Копелян, Макарова и многие другие, которых вроде бы нет, но они есть, и не позволят играть плохо». Спонтанную проверку публике на интеллигентность устроил вице-губернатор Василий Кичеджи, оговорившись и назвав Ростральную колонну «Расстрельной» – публика БДТ проверку выдержала. Заодно и весь официоз выветрился напрочь. Затем на сцену поднялся легендарный директор БДТ Анатолий Иксанов с «домашней заготовкой»: «Вы больше трех лет вынуждены были быть бродячими комедиантами, но главное, что БДТ за это время не превратился в «балаганчик». Поддержавший театр в нелегкое время Михаил Баженов, как выяснилось, был знаком с Кириллом Лавровым и выстоял ту нескончаемую траурную очередь к его гробу, которую помнят все горожане.

Не могли не поздравить театр космонавты – их нерушимую дружбу с БДТ обеспечил на десятилетия Кирилл Юрьевич Лавров, сыгравший Башкирцева (Королева) в «Укрощении огня» в 1972 году: включение, как удалось выяснить автору этих строк, все же не было прямым, но записали его всего два дня назад. Прямо с орбиты, с борта международной космической станции капитан, герой России Максим Сураев назвал БДТ поистине космическим театром, пояснив, что только с актерами Большого драматического мог соревноваться в прочтении Пушкина наизусть Герман Степанович Титов и приведя в пример многие другие замечательные подробности дружбы БДТ и покорителей космоса. Потому что были и такие времена, когда действительно прямым включением с орбиты поздравлял с днем рождения Лаврова Сергей Крикалев.

Также на сцену для поздравления поднимались народные артисты Сергей Паршин и Иван Краско (от Союза театральных деятелей), Валерий Фокин (по-соседски, от Александринского театра). Кстати, умные, полные любви к БДТ и веры в его будущее и лично в Андрея Могучего слова записал Лев Додин, который находится сейчас за пределами России (это видео было показано во время неофициальной части праздника). Присутствовавшая в зале Светлана Кармалита рассказала историю про Товстоногова, который суровейшим образом отчитал Константина Симонова, назвав его «безвкусным человеком» за то, что тот не оценил фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» – и уже на следующий день на решающем заседании Симонов превратился в ярого борца за запрещаемую картину. Стоячей овацией встретил зал Даниила Гранина, и фраза, им произнесенная, оказалась плачевно диагностична: «Нам не нужен новый БДТ, нам нужен БДТ прежний». Гранину, впрочем, простительно. А в зале соседи (во всяком случае, мои соседи – довольно разные по статусу и даже профессиям) обменялись ироничной и горькой улыбкой (тут должна была бы последовать лекция о БДТ как о феномене советской эпохи, но с этим блестяще справились упоминавшийся уже Анатолий Смелянский и Михаил Пиотровский – их видео о БДТ любой желающий может найти на сайте театра). Тем не менее, нет сомнений, что Гранин выразил порыв той части общества, которая называется у Ибсена «сплоченным большинством» – кто не понимает, о чем речь, пусть сходит на спектакль Льва Додина «Враг народа». И инерция, и энергия этого «большинства» – главное, с чем придется иметь дело сегодняшнему Большому драматическому.

Сцена из спектакля Андрея Могучего
Сцена из спектакля Андрея Могучего "Возвращение" в БДТ им. Г.А.Товстоногова

Фото: Фотохроника ТАСС/ Юрий Белинский

Спектакль в двух частях под названием «Возвращение» без лозунгов и знамен, но жесткую позицию свою декларировал. Хотя действие и выглядело оммажем прошлому, но в то же время прошлому указывалось его место. В первой части (которую условно можно назвать презентацией сцены) прежде всего появилась «мировая душа» – тоненькая девушка в белом (что символично – представительница стажерской группы, набранной Могучим летом) медленно брела по краю некоего прямоугольного резервуара, который на поверку оказался бассейном. Красный свет, хлынувший из темноты сцены (некоторым тут привиделась преисподняя, но, как говорится, у кого что болит), на самом деле оказался всего лишь фотографическим фонарем – спустя пару минут на по краю резервуара расселись люди в плащах с капюшонами. Они цепляли огромные белые полотнища за крючки на штанкетах – и полотнища взмывали вверх, а на них сначала проступали, а потом оживали лица великих артистов БДТ. А паузы между этими «полетами» заполняли голоса – стереозвук последнего поколения обеспечивал полный эффект присутствия в зале духов тех, кто обитает на "четвертом ярусе". И стало понятно, что Товстоногов подобрал не только уникальные таланты, но и неповторимые голоса – ни с чьим другим не спутаешь голос Ковель, Копеляна, Лаврова, Макаровой, Лебедева, Смоктуновского, Дорониной – вместе они наполняли зал, как не наполнил бы ни один оркестр.

Олег Басилашвили в спектакле Андрея Могучего
Олег Басилашвили в спектакле Андрея Могучего "Возвращение" в БДТ им. Г.А.Товстоногова

Фото: Отдел рекламы и PR БДТ им. Г.А.Товстоногова

Но сеанс магии начался и закончился. Тени, свершив свой круг, угасли. И вот «бассейн» уехал в глубину в считанные мгновения, «Хароны» в капюшонах укрыли влажное покрытие – из-под сцены поднялся диван, а на нем, как оказалось, уже лежал под клетчатым пледом Олег Басилашвили. Так началась вторая часть спектакля. С участием живых мастеров сегодняшнего БДТ.

Геннадий Богачев, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих в спектакле Андрея Могучего
Геннадий Богачев, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих в спектакле Андрея Могучего "Возвращение" в БДТ им. Г.А.Товстоногова

Фото: Отдел рекламы и PR БДТ им. Г.А.Товстоногова

Действие, составленное из реплик – по большей части чеховских – произнесенных этими артистами в спектаклях БДТ («Трех сестрах» и «Дяде Ване» Товстоногова и «Вишневом саде» Адольфа Шапиро) напоминало беккетовскую драму «В ожидании Годо» – только ждали герои, зависшие в безвременье, фотографа. Алиса Фрейндлих с полными безысходного одиночества интонациями Шарлотты Ивановны то и дело повторяла: «Сейчас придет фотограф и сфотографирует нас». И наконец произносила ключевую фразу: «Это тупик» – из своей недавней премьеры «Алиса».

Сцена из спектакля Андрея Могучего
Сцена из спектакля Андрея Могучего "Возвращение" в БДТ им. Г.А.Товстоногова

Фото: Отдел рекламы и PR БДТ им. Г.А.Товстоногова

Прошлое на сцене держало всех, но кое-кто умудрялся прорываться. Например, Басилашвили, который лишь притворялся Фирсом, глухим, пережившим свое время стариком. И когда Геннадий Богачев начинал произносить реплики героя Басилашвили Гаева про «глубокоуважаемый шкаф», заменяя 100 лет на 80, Олег Валерианович живо отзывался: «Позавчера» (есть у Фирса такая реплика невпопад). «Он плохо слышит», – произносила теперь уже Фрейндлих реплику Гаева. И тут оказывалось, что никакой перед нами не Фирс, а Басилашвили какой он есть: «У меня – позавчера (имея ввиду свое 80-летие), а сегодня – у него» – в этот момент на фасаде БДТ, нарисованном на полотне служившем фоном для всего действия, возникал профиль Товстоногова. Дальше – больше: Сергей Лосев и Евгений Чудаков выходили с газетой – одной из весьма популярных в городе – и читали нелепейшую заметку про то, что в БДТ во время открытия появится слон и про то, что город объявил конкурс на празднование дня рождения народного артиста СССР Олега Басилашвили. И дело даже не в том, что Басилашвили тут же публично заявлял, что не имеет к этому конкурсу никакого отношения, а в том, что единственной нефальшивой информацией в той статье – прямая цитата из условий конкурса, где претендующий на победу обязан задействовать в юбилейном представлении 13 народных артистов России и двух народных СССР. Абсурд наших процедур по получению средств из бюджета дает фору всему цеху классиков абсурдизма: они бы такого не придумали.

Поклоны после спектакля Андрея Могучего
Поклоны после спектакля Андрея Могучего "Возвращение" в БДТ им. Г.А.Товстоногова

Фото: Отдел рекламы и PR БДТ им. Г.А.Товстоногова

Вот так, мелкими шажками, отрываясь от спасительных текстов классика, как отрывается не умеющий ходить младенец от материнской руки, артисты прославленной труппы двигались в сторону сегодняшнего зала. «От классиков не стоит открываться, к ним надо припадать, как к живительному источнику», – скажут мне те, кто увидел в красных фотофонарях кровавый свет преисподней. Того гляди, еще и анафему споют. Так вот этим крикунам хорошо бы понять, что текст любого классика без острого чувства сегодняшнего зрителя, без способности говорить с ним на равных, глядя прямо в глаза, будет только новым уходом в прошлое, в тупик, в ожидание фотографа. А фотограф давно пришел. И финалом спектакля стал флэшмоб, причем, в буквальном смысле. Дело в том, что каждый зритель Открытия получил в подарок пленочный фотоаппарат, но достать его должен был только в финале, чтобы запечатлеть мгновение, высветив артистов и худрука, по такому случаю все же поднявшегося на сцену, сотнями вспышек.

Иными словами, сюжетом спектакля – более, чем драматичным – стал путь героев из прошлого, пусть и великого, в сегодня, непонятное, непредсказуемое, неизвестное, но без которое любое прошлое превращается в кандалы и тянет назад.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>