Корифей и рыцарь нашего времени: Олегу Валериановичу Басилашвили - 80

26 сентября 2014, 11:03
Версия для печати Версия для печати

Сегодня празднует 80-летие народный артист СССР Олег Валерианович Басилашвили. Его дворянская родословная и мощнейший актерский дар – это, как говорится, то, что дано по праву рождения. Но есть в этом таланте громадная составляющая, привнесенная, достроенная самим Артистом, обладающим уникальным трудолюбием – живой и деятельный, иногда поистине рыцарский интерес ко всему, что происходит вокруг сейчас, в настоящий момент и ответственность не только за ближний круг людей, но и за коллег, и, как это ни пафосно прозвучит, за сограждан. Эта составляющая позволила Басилашвили не просто блестяще сыграть сотни персонажей, но создать образы героев своего времени.

«Меня восхищает в Басилашвили многое, – говорит художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, размышляя о феномене Артиста. – Это умнейший человек, обладающий исключительным талантом, чувством меры, колоссальной эрудицией, поразительным художественным вкусом, нежным сердцем, реагирующим на тончайшие вибрации и нюансы художественного произведения.

Басилашвили прекрасно знает современное кино, литературу, находится, не побоюсь высокопарности, в «авангарде современной художественной мысли». При сложном и неоднозначном отношении к современному искусству, он всегда осведомлен о нем и основателен в своей аргументации. С ним надо держать ухо востро.

Он невероятно чувствителен, непримирим к любому виду вранья и становится необыкновенно внимательным, открытым, когда видит в искусстве подлинное. В эти мгновения моментально исчезает вся его ирония, скептицизм. Олег Валерианович сохраняет способность во всей обойме впечатлений, событий, явлений вычленять те мелочи, из которых, собственно говоря, и строится искусство».

55 лет своей жизни Басилашвили служит в ленинградском, петербургском БДТ, являясь в нём первым среди равных. К сожалению, театр – искусство, которое существует только здесь и сейчас, и, как бы ни были развиты сегодняшние технологии, воссоздать сошедший со сцены спектакль невозможно. Поэтому «Фонтанка» при помощи пресс-службы БДТ попыталась в этот день вспомнить выдающиеся сценические роли Олега Валериановича, приложив к ним цитаты из статей и книг критиков-очевидцев.  

В роли Андрея Прозорова в спектакле
В роли Андрея Прозорова в спектакле "Три сестры", режиссер Г.А.Товстоногова, 1965

Фото: Архив БДТ

«Знаменитый монолог из III акта Андрей Прозоров в товстоноговском спектакле произносил не перед сестрами, а наедине с собой — здесь звучала и попытка самооправдания, и почти против его воли зарождающееся и растущее осмысление трагизма своего положения и собственной вины.
В сотрудничестве с актером Товстоногов глубоко постиг «многозначительную чеховскую тайну» — «чем ниже опускается Андрей, тем шире становятся его суждения, его взгляд на мир. Если поначалу он сосредоточен на мыслях о своей судьбе, то в последнем акте он мучительно размышляет не столько о себе, сколько о жизни вообще».
А.Варламова. Актеры БДТ // Русское актерское искусство XX века. Вып. II и III. СПб., 2002

В роли Хлестакова в спектакле
В роли Хлестакова в спектакле "Ревизор", режиссер Г.А.Товстоногова, 1972

Фото: Архив БДТ

«Когда кончался непостижимо шальной, феерический день-выигрыш, горло Хлестакова сжимала тоска. Он догадывался, что такое безбрежное счастье больше уж никогда ему не привалит. Вдруг отворотясь от приосанившегося, умиротворенного городничего и грубо нарушая церемонию расставания, Хлестаков у Товстоногова доверительным шепотом, как о самом сокровенном, медленно, с мучительными паузами говорил в публику, не городничему, нам: «Я признаюсь от всего сердца… мне нигде не было… такого… хорошего приема…»
Легко было поверить ему. Легко было поверить всему, что совершалось в этом гоголевском спектакле.
К.Рудницкий. Театральные сюжеты. М.: Искусство, 1990

В роли Людовика XIV в спектакле
В роли Людовика XIV в спектакле "Мольер", режиссер С.Юрский, 1973

Фото: Архив БДТ

«Великолепно разоблачает Олег Басилашвили высокомерное и респектабельное равнодушие короля, в котором уже давно нет ничего живого и ничего человеческого. Его изысканность и точно рассчитанное обаяние заставляют содрогаться. Его вероломная игра любезностями – «герцог, если вам не трудно, посадите маркиза де Лессака на один месяц в тюрьму» – не вызывает никаких иллюзий, но обескураживает своим безмерным бесстыдством».
С.Цимбал. Спектакль о Мольере. // Сов. Культура, 1973

В роли князя Серпуховского в спектакле
В роли князя Серпуховского в спектакле "История лошади", режиссер Г.А.Товстоногова, 1975

Фото: Архив БДТ

«С бледным породистым лицом, утомленный успехом и холодный, молодой князь Серпуховской – О. Басилашвили возникал при входе в конюшню и следовал к поставленному для него креслу под музыку «Светлячков» П. Линке, безмятежно опереточную, бравурную, умилительно ветхую, которую так любили в начале века.
Герой жил в плавно несущихся ритмах этого сорта музыки. С блеском игрались порода, лоск, стать, размах. Сами собой отпадали заботы о душе или, боже упаси, об интеллекте». Д.Золотницкий. Действо о Холстомере // Зори театрального октября, 1975

В роли Ивана Войницкого в спектакле
В роли Ивана Войницкого в спектакле "Дядя Ваня", режиссер Г.А.Товстоногова, 1982

Фото: Архив БДТ

«О разрушительной силе безвременья трагически свидетельствует в спектакле образ и судьба дяди Вани, которого великолепно играет Олег Басилашвили. В спектакле АБДТ внутреннее разрушение Войницкого началось уже давно. Так что даже трудно представить этого потерянного, раздраженного человека молодым, полным сил, деятельной любви. А ведь он своей судьбой пожертвовал и так трудился ради любимой сестры, ее ученого мужа, ради матери и племянницы! И все, оказывается, бессмысленно. Даже единственное пристанище, имение, в которое они с Соней вложили жизнь, грозят отнять».
Н.Рябинец. И снова Чехов! // Вечерний Ленинград, 1982

В роли Мамева в спектакле
В роли Мамева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты", режиссер Г.А.Товстоногова, 1985

Фото: Архив БДТ

«Богатый барин Мамаев, являвшийся сначала в роскошной лисьей шубе нараспашку, приходился Глумову какой-то дальней родней, и охоту на него герой вел с большой осторожностью. У Олега Басилашвили этот Мамаев был обаятельно пустоголов и на редкость общителен, подкупающе простодушен. К сатирическим результатам ведь необязательно идти путем подкупающих разоблачений».
Д. Золотницкий. Г.А. Товстоногов ставит Мудреца // Экран и сцена, 2003

В роли Гаева в спектакле
В роли Гаева в спектакле "Вишневый сад", режиссер А.Я.Шапиро, 1993

Фото: Архив БДТ

«Чепуха-ха», «Хам!» – бросает в сторону Лопахина Гаев (Олег Басилашвили), наслаждаясь эффектным ха-ха, выгодно довершающим величавую позу героя. При этом нервно поигрывающие пальцы – прием, такой же характерный для Басилашвили, как помпезный тон и надменный, поверх собеседника взгляд, – выдают раздражение и свидетельствуют об уязвимости этого ходячего монумента.
Ж.Зарецкая. Кукольный дом // Вечерний Петербург. 1993

В роли Креона в спектакле
В роли Креона в спектакле "Антигона", режиссер Т.Н.Чхеидзе, 1996

Фото: Архив БДТ

«Креон в исполнении Олега Басилашвили – старый, прагматичный, умудренный жизнью правитель. Видно, что ему очень не хочется казнить племянницу, к тому же дочь царя и невесту своего сына, и он пробует убедить Антигону в бессмысленности ее затеи, последовательно опровергая все мыслимые мотивы. По Креону: а) представление, будто душа непогребенного не найдет покоя, плебейский предрассудок, б) Полиник был скверным братом и сыном, в) он был негодяем и мятежником и т.д…. л) жизнь прекрасна, а гибель бессмысленна».
В.Матизен. Кто свободен, тот и прав // Общая газета, 1996

В роли Нильса Бора в спектакле
В роли Нильса Бора в спектакле "Копенгаген", режиссер Т.Н.Чхеидзе, 2004

Фото: Архив БДТ

В образе Бора сказывается знакомство с русской литературой. М.Фрейн – переводчик четырех пьес Чехова, и чеховская нота в пьесе слышна, а О.В.Басилашвили ее, пожалуй, усиливает. Ставшие притчей во языцех скромность и деликатность Бора, его азартность в споре – переданы, но «скандинавские» переходы от мрачности к широкой добродушной улыбке, детскому выражению счастья и обретения истины – отсутствуют. Приходится вспоминать, что это не историческая хроника, а художественное произведение и принимать другого Бора.
Э.Тропп. Копенгагенская интерпретация: премьера АБДТ глазами физика // Санкт-Петербургские ведомости, 2004

В роли Князя К в спектакле
В роли Князя К в спектакле "Дядюшкин сон", режиссер Т.Н.Чхеидзе, 2009

Фото: Архив БДТ

«Выживший, кажется, не только из ума, но и из тела — одну ногу неловко выбрасывает вперед, одна рука дрожит и скрыта перчаткой — герой Олега Басилашвили больше похож на огородное пугало, чем на живое существо. Конечно же, в финале князю предстоит прозрение: в последний раз перед уходом из мира он должен почувствовать себя человеком, вспомнить мать, детство и васильковое поле. Интересно, как актер все длит и длит свое «кукольное» существование на сцене — ему оставлено всего несколько фраз, несколько мгновений, в которые нужно успеть не только рассмешить зрителя, но и заставить его замереть от сочувствия к несчастному, потерянному старику. Нужно ли говорить, что Олег Басилашвили успевает сделать все, что нужно, чтобы его роль осталась в памяти публики надолго».
Должанский Р. Спектакль ручной сборки // КоммерсантЪ, 2009

Подготовили Жанна Зарецкая и Александра Дунаева, Фонтанка.ру

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>