Гарри Поттера и Ко пригласили познакомить школьников с симфоническим оркестром

21 сентября 2014, 21:48
Версия для печати Версия для печати

 Привести третий класс на концерт симфонического оркестра – это для учителя почти самоубийство. Но по школьной программе знакомство с симфоническим оркестром положено. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр нашел волшебный выход – прибег к фильмам о Гарри Поттере. Точнее, к музыке, написанной к «Поттериане» американским композитором Джоном Уильямсом.

Во дворце Белосельских-Белозерских прошло уже три таких урока музыки – с успехом. Говорить об аншлаге нельзя, поскольку Зеркальный зал специально заполняют лишь на треть: приглашают не больше трех-четырех классов, потому что это все-таки не концерт, а урок. «Аншлаг» у них по телефону: шквал звонков-заявок из школ, тем более что всё – бесплатно.

На сцене – дирижер (в тот день был собственно автор идеи, директор оркестра Юрий Серов). Справа от сцены – большой экран: когда смотрим фильм, музыка скользит по периферии сознания, а тут наоборот, музыка с оркестром в главной роли, а видеоряд – так, фоном.

- Я сегодня буду учителем, а слова «директор» я всегда боялся, так что не называйте, меня, пожалуйста, директором, – сообщает со сцены Юрий Серов. Говорит, что по-английски его должность звучала бы забавно, «кондуктор», и довольно быстро переходит на обращение «коллеги» – поскольку в зале, как выяснилось, добрая половина занимается в музыкальных школах.

По очереди на сцене появляются группа струнных; деревянных духовых; ударные («Они играют очень громко, поэтому мы задвигаем их в угол»)…

Джон Уильямс плохого не напишет. У него пять «Оскаров» и вообще весомый вклад не только в кинематограф («Челюсти», «Звездные войны», приключения Индианы Джонса, «Список Шиндлера» и многое другое), но даже в спорт – музыкально оформил четыре Олимпиады.

Юрий Серов уверен: как в 1936 году Сергей Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк» для знакомства с симфоническим оркестром, так сюиту Уильямса, написанную в XXI веке для «Гарри Поттера», можно использовать для детей XXI века.

Девять пьес, по 3-4 минуты. И тебе на пальцах объясняют, что «Полет Букли» (на экране летит полярная сова – почтальон, знающий, куда доставить письмо, даже если указано только имя получателя) замечательно исполняется скрипками, а звучащие колокольчики – это клавишный инструмент челеста сообщает о присутствии феи.

Гимн Хогвартса должен быть, разумеется, торжественным – и на передний край выходят четыре валторны. «В переводе это «лесной рог» – когда-то рыцари скакали на охоту и такими рогами давали сигналы собакам. Это закрученная труба длиной в 3,5 метра!». На экране в это время появляется весь педсостав Хоргвартса.

- А эта пьеса носит имя того, чье имя произносить нельзя, – таинственно шепчет дирижер. Дети вопят: «Волан-де-Мо-о-орт!».

- Какому инструменту вы поручили бы исполнить тему темного сверхсильного мага?

Кто-то догадался: «Фагот!»

Джоном Уильямсом отдельно рекомендовано музыкантам – тему Волан-де-Морта «играть зловеще». И вот, под вкрадчивые, ничего хорошего не предвещающие звуки фаготов на экране появляется главный антагонист. В следующей пьесе оказывается, что фаготу можно поручить и храп – издаваемый огромным трехглавым псом Флаффи. А чтобы исполнить тему «Нимбус-2000» (тему метлы, на которой Поттер гонял в квиддич), понадобилась вся мощная группа деревянных духовых инструментов – кларнеты, гобои, фаготы, флейты.

- В 1991 году, когда вас еще не было, и ваши родители только в школу ходили, английская компания создала скоростные метлы Нимбус, а самая лучшая была подарена Гарри Поттеру, – со знанием дела комментирует дирижер. Урок рассчитан на час, но занимает чуть дольше: пока наградишь грамотами тех, кто правильно ответил; пока дашь необходимые комментарии («Когда летаем самолетами, для тубы берем отдельное пассажирское место»; «А «фагот» по-итальянски – «вязанка», «пучок», потому что раскладывается на 4 части, и в футляре напоминает вязанку хвороста»).

Идея у Юрия Серова возникла довольно давно – он уже много лет дает не только «взрослые» концерты, но и «детские», в разных городах и странах.

- Когда решили организовать уроки музыки для детей, возникла идея начать с детской сюиты из «Гарри Поттера» как с доступного материала – а потом переходить на более сложное.

Нет, критики вроде «ага, на поводу у масс идете!» Юрий Серов не боится:

- Я в детстве зачитывался «Незнайкой», – не знаю, чем «Гарри Поттер» хуже. Я, правда, к его поклонникам себя не отношу, я все-таки в классическом искусстве, но мы должны быть «в русле». Мы ведь, кстати, опираемся не на книгу и даже не на фильм, а на музыку к фильму. Попытки по-современному знакомить детей с симфоническим оркестром возникают регулярно, это всегда актуально и детских программ в Европе и Америке гораздо больше, чем у нас. У нас до сих пор знакомство с оркестром – это такая непременная тетя выходит на сцену и вещает. От этого нужно уходить.

Отец Юрия Серова, известный дирижер Эдуард Серов, увещевал: дескать, не трать время, занимайся серьезной музыкой. Сын отвечал в том духе, что на детей-то и стоит время тратить.

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>