Красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил

Сегодня народному артисту России, корифею труппы Александринского театра Николаю Сергеевичу Мартону исполняется 80 лет. Но в обойме мастеров сцены не найти актера моложе, отважнее, импозантнее, чутче, мудрее и красивее. Его талант и его обаяние – безграничны. На «Фонтанке» юбиляра поздравляют две его сценические супруги, неизменный партнер Сергей Паршин и режиссер Андрей Могучий, для которого Мартон стал подлинным талисманом удачи.
Есть один эпизод в биографии Мартона, о котором, возможно, знают не все, но о котором хочется вспомнить в этот день. В прошлом сезоне Николай Сергеевич согласился возглавить жюри Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» – и проявил столько живого интереса, оценивая работы начинающих актеров, режиссеров, художников, столько такта и мудрости при выборе лучших, столько редкого дара убеждения на заседаниях – обычно бурных, а под предводительством Мартона по-петербургски интеллигентных, что после того, как призы были розданы, а праздник завершен, мы, организаторы Премии и жюристы, еще долго постили в социальных сетях фотографии великолепного Мартона и обменивались репликами о нем. Помню, я писала, как Николай Сергеевич ездил на весьма отдаленную от центра арт-площадку «Скороход» смотреть «Демонов» Этюд-театра, а после звонил мне в ночи с радостью и благодарностью. «А голос, голос! – вторила мне главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. – Такими голосами уже никто больше не говорит. Ни на сцене, ни в жизни. Проще кости мамонта найти на улице современного города, чем такой голос услышать». Писали про его идеальную осанку, орлиный профиль и удивительный взгляд – проницательный, улыбающийся, открытый и тёплый. Словом, околдованы Мартоном оказались все без исключения – и мальчишки, и девчонки. И эта буквально гипнотическая магия Артиста – один из тех манков, который заставляет ждать новых и новых премьер Александринского театра, почти ни одна из которых не обходится без Мартона. Как выяснилось при опросе коллег Николая Сергеевича, его магия сокрушительно воздействует не только на критиков и простых зрителей, но и на партнеров и на режиссеров.

На церемонии вручения премии "Прорыв-2014": Николай Мартон вручает режиссеру Кириллу Серебренникову приз за поддержку молодых
Фото: Пресс-служба премии "Прорыв"
Сергей Паршин, народный артист России, актер Александринского театра:
- Когда я пришел в театр, Николай Сергеевич уже был знаменитым артистом. Мне он запомнился Дульчиным в «Последней жертве» по Островскому, где был задействован весь наш курс. И вот уже 42 года мы выходим на сцену партнерами. Партнер он – замечательный, лучший. А на сцене партнер важнее, чем в разведке. Если нет партнерства, нет и спектакля, всё разваливается. Там вот играть с Николаем Сергеевичем – счастье. Он не просто реплики подает, он видит, слышит, чувствует, поддерживает, ведет, рядом с ним ощущаешь невероятную легкость и свободу. И еще он потрясающе молод душой и мобилен, как никто из нас. Нашей сегодняшней театральной молодежи надо учиться у Мартона тому, как держать себя в форме, интересоваться всем, что происходит вокруг и как любить свою профессию. Здоровья Вам, дорогой Николай Сергеевич, и много новых, достойных Вас ролей!
Галина Карелина, народная артистка России, актриса Александринского театра:
- Я знаю Николая Сергеевича очень давно, c 1962 года. Помню, как он пришел в Пушкинский театр. И вот мы уже служим на одной сцене более 50 лет. И стараемся передать новым поколениям традиции александринской сцены, которым сами когда-то учились у великих прославленных мастеров, у корифеев прежних лет. Коля – прекрасный артист! Мы вместе играли очень много – и Тургенева, и Чехова, и Островского.

С Галиной Карелиной в спектакле "Нахлебник"
Фото: Пресс-служба Александринского театра
Он всегда был замечательным партнером. Уверена, для Мартона 80 лет – это такой возраст, когда многое еще впереди! Я желаю Николаю Сергеевичу всего самого лучшего и пусть всегда остается таким же красивым. А он ведь очень красив!
Светлана Смирнова народная артистка России, актриса Александринского театра:
- Николай Сергеевич – это не просто актер, это национальное достояние! Я всегда им очень гордилась. И очень удивилась, узнав, что ему, оказывается, уже 80 лет! А ведь мы с ним вполне еще можем играть любовь. В нём столько радости жизни, он так открыт миру, что многие молодые могут позавидовать! Я желаю Николаю Сергеевичу жить, жить и жить!

Со Светланой Смирновой в спектакле Андрея Могучего "Счастье"
Фото: Пресс-служба Александринского театра
И всегда буду так твердо ему говорить: «Федя, еще не время! Домой!» – так возвращает его героя моя героиня в спектакле «Счастье», когда тот приходит за ней в потусторонний мир. Потому что играть с Мартоном на одной сцене, жить с ним в одном театре – это счастье!
Андрей Могучий, режиссер, художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова:
- Николай Сереевич Мартон – это мой настоящий друг. Я скучаю по нему. Это человек, который практически ввел меня в Александринку, на которого я стал опираться с первого же дня – на его советы, на его благожелательность ко мне. У меня, правда, сразу произошел смешной случай, с ним связанный. Я на первой же репетиции перепутал его отчество – назвал не Николаем Сергеевичем, а Николаем Константиновичем, как Симонова. И все сразу сделали такие особенные лица, а он и глазом не повел.

В роли Аблеухова-старшего в спектакле Андрея Могучего "Петербург"
Фото: Пресс-служба Александринского театра
Вообще, как только он вошел на репетицию, я сразу понял, что он тут пахан, главный. Все ориентировались на него. Это было первое впечатление о Мартоне: вот сидит представитель театра, с которым я до сих пор еще не сталкивался. То есть, он был моим сталкером в пространстве старого театра. Он был первым из артистов такого класса и такой генерации, с которым я работал. Уже потом, много лет спустя, когда он играл во всех моих спектаклях, я поражался его энергии молодости – особенно, в спектакле «Садоводы», где он рядом с молодыми актерами сыграл двадцатилетнего мальчика. И он не просто понял психологию этого мальчика, а был им. И вот это прямо круто! Я ему желаю здоровья и быть двадцатилетним всегда!
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26