Красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил

10 сентября 2014, 14:04
Версия для печати Версия для печати

Сегодня народному артисту России, корифею труппы Александринского театра Николаю Сергеевичу Мартону исполняется 80 лет. Но в обойме мастеров сцены не найти актера моложе, отважнее, импозантнее, чутче, мудрее и красивее. Его талант и его обаяние – безграничны. На «Фонтанке» юбиляра поздравляют две его сценические супруги, неизменный партнер Сергей Паршин и режиссер Андрей Могучий, для которого Мартон стал подлинным талисманом удачи.

Есть один эпизод в биографии Мартона, о котором, возможно, знают не все, но о котором хочется вспомнить в этот день. В прошлом сезоне Николай Сергеевич согласился возглавить жюри Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» – и проявил столько живого интереса, оценивая работы начинающих актеров, режиссеров, художников, столько такта и мудрости при выборе лучших, столько редкого дара убеждения на заседаниях – обычно бурных, а под предводительством Мартона по-петербургски интеллигентных, что после того, как призы были розданы, а праздник завершен, мы, организаторы Премии и жюристы, еще долго постили в социальных сетях фотографии великолепного Мартона и обменивались репликами о нем. Помню, я писала, как Николай Сергеевич ездил на весьма отдаленную от центра арт-площадку «Скороход» смотреть «Демонов» Этюд-театра, а после звонил мне в ночи с радостью и благодарностью. «А голос, голос! – вторила мне главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. – Такими голосами уже никто больше не говорит. Ни на сцене, ни в жизни. Проще кости мамонта найти на улице современного города, чем такой голос услышать». Писали про его идеальную осанку, орлиный профиль и удивительный взгляд – проницательный, улыбающийся, открытый и тёплый. Словом, околдованы Мартоном оказались все без исключения – и мальчишки, и девчонки. И эта буквально гипнотическая магия Артиста – один из тех манков, который заставляет ждать новых и новых премьер Александринского театра, почти ни одна из которых не обходится без Мартона. Как выяснилось при опросе коллег Николая Сергеевича, его магия сокрушительно воздействует не только на критиков и простых зрителей, но и на партнеров и на режиссеров.

На церемонии вручения премии
На церемонии вручения премии "Прорыв-2014": Николай Мартон вручает режиссеру Кириллу Серебренникову приз за поддержку молодых

Фото: Пресс-служба премии "Прорыв"

Сергей Паршин, народный артист России, актер Александринского театра:

- Когда я пришел в театр, Николай Сергеевич уже был знаменитым артистом. Мне он запомнился Дульчиным в «Последней жертве» по Островскому, где был задействован весь наш курс. И вот уже 42 года мы выходим на сцену партнерами. Партнер он – замечательный, лучший. А на сцене партнер важнее, чем в разведке. Если нет партнерства, нет и спектакля, всё разваливается. Там вот играть с Николаем Сергеевичем – счастье. Он не просто реплики подает, он видит, слышит, чувствует, поддерживает, ведет, рядом с ним ощущаешь невероятную легкость и свободу. И еще он потрясающе молод душой и мобилен, как никто из нас. Нашей сегодняшней театральной молодежи надо учиться у Мартона тому, как держать себя в форме, интересоваться всем, что происходит вокруг и как любить свою профессию. Здоровья Вам, дорогой Николай Сергеевич, и много новых, достойных Вас ролей!

Галина Карелина, народная артистка России, актриса Александринского театра:

- Я знаю Николая Сергеевича очень давно, c 1962 года. Помню, как он пришел в Пушкинский театр. И вот мы уже служим на одной сцене более 50 лет. И стараемся передать новым поколениям традиции александринской сцены, которым сами когда-то учились у великих прославленных мастеров, у корифеев прежних лет. Коля – прекрасный артист! Мы вместе играли очень много – и Тургенева, и Чехова, и Островского.

С Галиной Карелиной в спектакле
С Галиной Карелиной в спектакле "Нахлебник"

Фото: Пресс-служба Александринского театра

Он всегда был замечательным партнером. Уверена, для Мартона 80 лет – это такой возраст, когда многое еще впереди! Я желаю Николаю Сергеевичу всего самого лучшего и пусть всегда остается таким же красивым. А он ведь очень красив!

Светлана Смирнова народная артистка России, актриса Александринского театра:

- Николай Сергеевич – это не просто актер, это национальное достояние! Я всегда им очень гордилась. И очень удивилась, узнав, что ему, оказывается, уже 80 лет! А ведь мы с ним вполне еще можем играть любовь. В нём столько радости жизни, он так открыт миру, что многие молодые могут позавидовать! Я желаю Николаю Сергеевичу жить, жить и жить!

Со Светланой Смирновой в спектакле Андрея Могучего
Со Светланой Смирновой в спектакле Андрея Могучего "Счастье"

Фото: Пресс-служба Александринского театра

И всегда буду так твердо ему говорить: «Федя, еще не время! Домой!» – так возвращает его героя моя героиня в спектакле «Счастье», когда тот приходит за ней в потусторонний мир. Потому что играть с Мартоном на одной сцене, жить с ним в одном театре – это счастье!

Андрей Могучий, режиссер, художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова:

- Николай Сереевич Мартон – это мой настоящий друг. Я скучаю по нему. Это человек, который практически ввел меня в Александринку, на которого я стал опираться с первого же дня – на его советы, на его благожелательность ко мне. У меня, правда, сразу произошел смешной случай, с ним связанный. Я на первой же репетиции перепутал его отчество – назвал не Николаем Сергеевичем, а Николаем Константиновичем, как Симонова. И все сразу сделали такие особенные лица, а он и глазом не повел.

В роли Аблеухова-старшего в спектакле Андрея Могучего
В роли Аблеухова-старшего в спектакле Андрея Могучего "Петербург"

Фото: Пресс-служба Александринского театра

Вообще, как только он вошел на репетицию, я сразу понял, что он тут пахан, главный. Все ориентировались на него. Это было первое впечатление о Мартоне: вот сидит представитель театра, с которым я до сих пор еще не сталкивался. То есть, он был моим сталкером в пространстве старого театра. Он был первым из артистов такого класса и такой генерации, с которым я работал. Уже потом, много лет спустя, когда он играл во всех моих спектаклях, я поражался его энергии молодости – особенно, в спектакле «Садоводы», где он рядом с молодыми актерами сыграл двадцатилетнего мальчика. И он не просто понял психологию этого мальчика, а был им. И вот это прямо круто! Я ему желаю здоровья и быть двадцатилетним всегда!

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>