Красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил

Сегодня народному артисту России, корифею труппы Александринского театра Николаю Сергеевичу Мартону исполняется 80 лет. Но в обойме мастеров сцены не найти актера моложе, отважнее, импозантнее, чутче, мудрее и красивее. Его талант и его обаяние – безграничны. На «Фонтанке» юбиляра поздравляют две его сценические супруги, неизменный партнер Сергей Паршин и режиссер Андрей Могучий, для которого Мартон стал подлинным талисманом удачи.
Есть один эпизод в биографии Мартона, о котором, возможно, знают не все, но о котором хочется вспомнить в этот день. В прошлом сезоне Николай Сергеевич согласился возглавить жюри Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» – и проявил столько живого интереса, оценивая работы начинающих актеров, режиссеров, художников, столько такта и мудрости при выборе лучших, столько редкого дара убеждения на заседаниях – обычно бурных, а под предводительством Мартона по-петербургски интеллигентных, что после того, как призы были розданы, а праздник завершен, мы, организаторы Премии и жюристы, еще долго постили в социальных сетях фотографии великолепного Мартона и обменивались репликами о нем. Помню, я писала, как Николай Сергеевич ездил на весьма отдаленную от центра арт-площадку «Скороход» смотреть «Демонов» Этюд-театра, а после звонил мне в ночи с радостью и благодарностью. «А голос, голос! – вторила мне главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. – Такими голосами уже никто больше не говорит. Ни на сцене, ни в жизни. Проще кости мамонта найти на улице современного города, чем такой голос услышать». Писали про его идеальную осанку, орлиный профиль и удивительный взгляд – проницательный, улыбающийся, открытый и тёплый. Словом, околдованы Мартоном оказались все без исключения – и мальчишки, и девчонки. И эта буквально гипнотическая магия Артиста – один из тех манков, который заставляет ждать новых и новых премьер Александринского театра, почти ни одна из которых не обходится без Мартона. Как выяснилось при опросе коллег Николая Сергеевича, его магия сокрушительно воздействует не только на критиков и простых зрителей, но и на партнеров и на режиссеров.

На церемонии вручения премии "Прорыв-2014": Николай Мартон вручает режиссеру Кириллу Серебренникову приз за поддержку молодых
Фото: Пресс-служба премии "Прорыв"
Сергей Паршин, народный артист России, актер Александринского театра:
- Когда я пришел в театр, Николай Сергеевич уже был знаменитым артистом. Мне он запомнился Дульчиным в «Последней жертве» по Островскому, где был задействован весь наш курс. И вот уже 42 года мы выходим на сцену партнерами. Партнер он – замечательный, лучший. А на сцене партнер важнее, чем в разведке. Если нет партнерства, нет и спектакля, всё разваливается. Там вот играть с Николаем Сергеевичем – счастье. Он не просто реплики подает, он видит, слышит, чувствует, поддерживает, ведет, рядом с ним ощущаешь невероятную легкость и свободу. И еще он потрясающе молод душой и мобилен, как никто из нас. Нашей сегодняшней театральной молодежи надо учиться у Мартона тому, как держать себя в форме, интересоваться всем, что происходит вокруг и как любить свою профессию. Здоровья Вам, дорогой Николай Сергеевич, и много новых, достойных Вас ролей!
Галина Карелина, народная артистка России, актриса Александринского театра:
- Я знаю Николая Сергеевича очень давно, c 1962 года. Помню, как он пришел в Пушкинский театр. И вот мы уже служим на одной сцене более 50 лет. И стараемся передать новым поколениям традиции александринской сцены, которым сами когда-то учились у великих прославленных мастеров, у корифеев прежних лет. Коля – прекрасный артист! Мы вместе играли очень много – и Тургенева, и Чехова, и Островского.

С Галиной Карелиной в спектакле "Нахлебник"
Фото: Пресс-служба Александринского театра
Он всегда был замечательным партнером. Уверена, для Мартона 80 лет – это такой возраст, когда многое еще впереди! Я желаю Николаю Сергеевичу всего самого лучшего и пусть всегда остается таким же красивым. А он ведь очень красив!
Светлана Смирнова народная артистка России, актриса Александринского театра:
- Николай Сергеевич – это не просто актер, это национальное достояние! Я всегда им очень гордилась. И очень удивилась, узнав, что ему, оказывается, уже 80 лет! А ведь мы с ним вполне еще можем играть любовь. В нём столько радости жизни, он так открыт миру, что многие молодые могут позавидовать! Я желаю Николаю Сергеевичу жить, жить и жить!

Со Светланой Смирновой в спектакле Андрея Могучего "Счастье"
Фото: Пресс-служба Александринского театра
И всегда буду так твердо ему говорить: «Федя, еще не время! Домой!» – так возвращает его героя моя героиня в спектакле «Счастье», когда тот приходит за ней в потусторонний мир. Потому что играть с Мартоном на одной сцене, жить с ним в одном театре – это счастье!
Андрей Могучий, режиссер, художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова:
- Николай Сереевич Мартон – это мой настоящий друг. Я скучаю по нему. Это человек, который практически ввел меня в Александринку, на которого я стал опираться с первого же дня – на его советы, на его благожелательность ко мне. У меня, правда, сразу произошел смешной случай, с ним связанный. Я на первой же репетиции перепутал его отчество – назвал не Николаем Сергеевичем, а Николаем Константиновичем, как Симонова. И все сразу сделали такие особенные лица, а он и глазом не повел.

В роли Аблеухова-старшего в спектакле Андрея Могучего "Петербург"
Фото: Пресс-служба Александринского театра
Вообще, как только он вошел на репетицию, я сразу понял, что он тут пахан, главный. Все ориентировались на него. Это было первое впечатление о Мартоне: вот сидит представитель театра, с которым я до сих пор еще не сталкивался. То есть, он был моим сталкером в пространстве старого театра. Он был первым из артистов такого класса и такой генерации, с которым я работал. Уже потом, много лет спустя, когда он играл во всех моих спектаклях, я поражался его энергии молодости – особенно, в спектакле «Садоводы», где он рядом с молодыми актерами сыграл двадцатилетнего мальчика. И он не просто понял психологию этого мальчика, а был им. И вот это прямо круто! Я ему желаю здоровья и быть двадцатилетним всегда!
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Монтаж аттракционов над непроглядной тьмой. Каким получился роман Яхиной об Эйзенштейне
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 20 марта 2025 - В Суздале скончался петербургский поэт и известный конферансье Вадим Жук
- 19 марта 2025 - Марк Эйдельштейн подписал контракт с агентством, среди клиентов которого — Анжелина Джоли и другие звезды Голливуда
- 17 марта 2025 - «Музей не место отдыха для отставников». Союз музеев России выпустил манифест
- 14 марта 2025 - По «Земле Санникова» снимут новый фильм, сериал, сиквел и приквел
- 14 марта 2025 - Под Петербургом снимают сериал с Лизой Боярской «Тоннель» про финскую мафию
Статьи
-
18 марта 2025, 18:02Как отвлечь ребенка от гаджетов и провести с ним свободное время вне дома, интересно и с пользой? С ответом на помощь приходят культурные площадки, которые в каникулы готовы подхватить и малышей, и подростков, погрузив их в свои миры. «Фонтанка» собрала для вас лучшие фестивали и события, на которых каждый найдет что-нибудь по душе.
-
17 марта 2025, 11:2916 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?