БДТ на Фонтанке открылся для труппы: объявлены планы сезона

03 сентября 2014, 13:04
Версия для печати Версия для печати

2 сентября в историческом здании БДТ на Фонтанке, 65 прошел сбор труппы. Впервые за три с половиной года (с момента начала реконструкции-реставрации) театра артисты перед началом сезона встретились дома. Впервые увидели новую сцену, за которую так яростно боролся художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, новые интерьеры, отреставрированный и потеплевший в цветовой плане зал и новый занавес, созданный главным художником театра, соратником Г.А.Товстоногова Эдуардом Кочергиным.

До прихода артистов художественный руководитель БДТ Андрей Могучий встретился с журналистами в отреставрированном зале. Перво-наперво Могучий попытался объяснить свое особое состояние: «Новая жизнь в старых стенах – это будет что-то неведомое пока никому. Любая художественная программа проверяется практикой, как бы подробно она ни была задекларирована. Несмотря на великое прошлое, практика этого здания только начинается». Затем худрук выдал главную информацию о практике – рассказал о планах на сезон. На большой сцене будет выпущено четыре спектакля: два из них выпустит сам Могучий – «Что делать?» по роману Чернышевского (13 ноября) и «Короля Лира» в конце сезона. В марте в новой премьере появится перед публикой Алиса Фрейндлих: режиссер Виктор Крамер поставит с ней спектакль по роману Ромена Гари «Обещание на рассвете». Словенский режиссер Томи Янежич, недавно ставший руководителем старейшего сербского Национального театра в городе Нови-Сад, с материалом для постановки в данный момент определяется – выбирает из двух современных пьес, но приедет уже в октябре, чтобы отсмотреть спектакли БДТ и сделать распределение ролей (премьера Янежича намечена на май). Итак, на большой чудо-сцене, о которой столько говорено, будет выпущено четыре спектакля, которые предъявят многие ее возможности. Могучий подчеркнул, что эта сцена удовлетворит любые творческие капризы любого современного художника сцены. 

Видео – Сергей Михайличенко

Что касается Новой сцены БДТ (Каменноостровского театра), то здесь, прежде всего, сыграют премьеру спектакля по повести Маркеса «Сказание о несчастной Эрендире и ее жестокосердной бабушке» с великолепной, по словам Светланы Крючковой, Ниной Усатовой (сотрудники театра уже видели тестовый показ в конце сезона) – 26 октября. А 11 сентября приедет любимый в БДТ руководитель таллиннского Городского театра Эльмо Нюганен, который начнет репетировать пьесу современного английского автора Уильяма Бойда по рассказам Чехова «У знакомых» и «Моя жизнь» – премьера намечена на 28 ноября.

На третьей сценической площадке БДТ, малой сцене, уже 12 октября сыграют премьеру по сценарию Ингмара Бергмана «Из жизни марионеток» в постановке поляка Анджея Бубеня. Также сюда из Каменноостровского театра будет перенесен спектакль для семейного просмотра «Когда я снова стану маленьким» по прозе известного польского педагога и писателя Януша Корчака, поставленный магом-кукольником режиссером Евгением Ибрагимовым.

По словам Могучего, актерский состав театра пополнился группой молодых и очень талантливым стажеров – они приняты в театр на год и за это время должны будут делом доказать свое право работать здесь на постоянной основе.

Также Могучий сообщил, что дата открытия по-прежнему обсуждается, но прояснилось, что оно пройдет в один из трех дней: 26, 27 или 28 сентября. Также ясно, что, кроме праздника внутри здания, на день открытия запланирована масштабная уличная акция-пролог в постановке Могучего, которую смогут увидеть все горожане.

Затем журналистов подхватила заместитель художественного руководителя Ирина Шимбаревич, личность сама по себе выдающаяся, помощник Товстоногова и ходячая энциклопедия БДТ – ее знанию дат, имен, цифр удивляются даже завзятые музейщики. Она объяснила журналистам, что история Большого драматического театра, названного так в качестве первого театра советской власти – это лишь часть театральной жизни этого здания. На самом деле, театру не 90 лет, а гораздо больше. Здание на Фонтанке, заказанное графом Антоном Апраксиным архитектору Луиджи Фонтана и построенное в 1878 году, сначала называлось Малым Императорским театром. С 1899 по 1912 год здесь размещался Театр литературно-художественного общества, руководимый издателем и журналистом Алексеем Сувориным. После смерти Суворина театр принял его имя и был на слуху как Суворинский театр – вплоть до революции. Ну а после – известно: Александр Блок, Максим Горький и его гражданская жена актриса Мария Андреева возглавили первый театр советского периода с дошедшей до наших дней аббревиатурой БДТ.

Шимбаревич также отвела журналистов в кабинет Товтоногова, где, по ее словам (а значит, так оно и случится) будут полностью и со всей дотошностью восстановлены исторические объемы: показала стулья, на которых сидели Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Грэм Грин, исторические афиши – в том числе и любимую афишу Товстоногова с изображением Чехова в полный рост (Чехов имел высокий рост, и это Товстоногову нравилось). Товстоногов пришел в этот кабинет 13 февраля 1956 года и 33 года работал в нем. Теперь кабинет станет мемориальным – и его в рамках организованной экскурсии по БДТ сможет посетить любой желающий.

Наконец, журналисты вернулись в зал. Легендарные товстоноговцы и талантливая молодежь собирались постепенно. Первым пришел ответственный Геннадий Богачев, затем изящный, как юноша, Валерий Ивченко, потом скромная и прекрасная Нина Усатова, Георгий Штиль, готовый с каждым поделиться радостью возвращения домой, величественная Светлана Крючкова, крошечная Алиса Фрейндлих, немедленно ставшая центром внимания прессы и коллег, красавица Елена Попова, не желающая переходить на возрастные роли. На сбор труппы нарядились, как на светский раут. Один Олег Басилашвили приехал в спортивной кофте – признался, что живет на даче, потому что в городской квартире никак не закончится ремонт. Ослепительно прекрасной звездочкой влетела в зал юная Полина Толстун, проговорила, что не могла уснуть всю ночь перед этим событием. Глаза Карины Разумовской сверкали не менее ярко, хотя она призналась, что совершенно не узнала закулисную часть – даже свою гримерку не сразу нашла.

Фрейндлих сказала многочисленным камерам, что актеры слишком долго были бомжатами, и что это очень тяжелое положение, от которого артисты, конечно, устали. Басилашвили, входивший в комиссию по приемке театра, был весьма официален, заявил, что качество реставрации зала его устраивает вполне, а вот в закулисной части еще многое надо доделать.

Сбор труппы начался с того, что художественный руководитель Андрей Могучий поздравил сначала всю труппу – «с тем, что мы встречаем этот сезон у себя дома», а потом нескольких юбиляров отдельно: Елену Перцеву, Геннадия Богачева (проработавшего в театре 45 лет), Олега Басилашвили (отметившего летом 55 лет служения БДТ) и легендарного музыканта оркестра Юрия Смирнова, связанного с БДТ уже полвека. Труппа спонтанно принялась скандировать «Юра! Юра!» И это замечательное свойство коллектива БДТ – ко всем мастерам, работающим в театре, относиться с равным почтением.

Вставанием помянули ушедших в прошлом сезоне: народную артистку СССР Людмилу Макарову, артиста Валерия Матвеева, директора малой сцены Константина Сереброва, художника Александра Гаричева. А дальше журналистов попросили удалиться из зала – сбор труппы – дело семейное, интимное.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>