
В Петербурге подвели промежуточные итоги «Манифесты 10»

Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», всколыхнувшая не только Петербург, но и всю Россию, прошла первую половину своего пути. Впереди осталось два месяца работы, которые, по словам организаторов, будут еще интереснее. Однако в конце октября выставка навсегда покинет Петербург.
На большой пресс-конференции, куратор выставки Каспер Кёниг и комиссар «Манифесты 10» Дмитрий Озерков рассказали, что на данный момент биеннале посетило 37 тысяч человек – но это только в Главном штабе.
- «Манифеста 10» проходит на двух площадках – в Эрмитаже и Главном штабе. При этом в Зимнем дворце представлена наша постоянная экспозиция с включением отдельных фрагментов «Манифесты». В Главном штабе наоборот, представлена основная часть «Манифесты» с включением отдельных фрагментов экспозиции Зимнего дворца, – говорит Дмитрий Озерков.
В целом с момента начала «Манифесты» Эрмитаж посетило больше полумиллиона человек, правда, не факт, что все они посетили биеннале, но мимо некоторых работ они пройти просто не могли (например, мимо объекта «Лада-«копейка» мексиканского художника Франсиса Алиса, который находится во дворе Зимнего дворца).
Хоть июль и август считают традиционно «мертвым» сезоном, «Манифесту» за это время посетило множество туристов, а с наступлением нового учебного года организаторы ожидают большой наплыв школьников и студентов.
- Это первое мощное событие такого уровня, которое происходит в Петербурге и уникальное событие для России. В Москве, конечно, имеется своя биеннале, но там это формат национальной ярмарки, которая ориентирована на продажу искусства, с одной стороны, и на представление новых тенденций – с другой. «Манифеста» не просто заполняет новую нишу, а еще и выводит на серьезный международный уровень город, который ее принимает – пояснил комиссар выставки Дмитрий Озерков.
- Правда, пока мы не можем дать однозначного ответа, как отразится выставка на городской жизни. Но, думаю, в течение десяти лет мы заметим, какое влияние она оказала на подростков и, возможно даже, на пожилых людей, – добавил куратор выставки Каспер Кёниг.
Дмитрий Озерков также отметил, что городские власти поддержали организаторов «Манифесты 10», выделив для ее проведения 3 миллиона евро – и, таким образом, показав, что современное искусство – феномен, который имеет право существовать на городском и государственном уровне.
А вот Каспер Кёниг посетовал на то, что карманные гиды, которые призваны были помочь посетителю ориентироваться на выставке, продаются очень плохо: «Мы выпустили 50 тысяч книжек, каждая из которых стоит 150 рублей. На сегодняшний момент реализовано лишь пять тысяч».
О том, что ждет нас во второй части выставки, куратор Кениг и комиссар Озерков особо не распространялись, упомянув лишь об одном проекте – 17-минутном фильме молдавского режиссера Павла Браиле.
– В основе сюжета лежит гоголевский «Ревизор» – три замминистра получают известие, что в Санкт-Петербург приезжает ревизор, в роли которого и выступит «Манифеста 10», – говорит Кёниг. – «Ревизор» выяснит, как относятся к современному искусству в городе – для этого мы поговорим и с бабушками, и с молодыми людьми. Завершится фильм нашей совместной с Пиотровским пресс-конференцией, на которой мы приходим к выводу, что «Манифеста» не столь важна как собственно выставка, сколько как культурное событие и договариваемся, что через 50 лет, в год празднования 300-летия Эрмитажа, подобная биеннале снова пройдет в Петербурге.
Кстати, Каспер Кёниг отметил, что в год празднования 250-летия дарит «Манифесту» Эрмитажу «как подарок на будущее». «Что можно еще подарить гранд-даме, у которой всё есть?» – спросил он.
На пресс-конференции были затронуты проблемы ведущих музеев мира, в том числе и Эрмитажа.
- Все самые известные мировые музеи работают по семь дней в неделю, они открыты по 12 часов в день, и сейчас они стали частью интенсивной системы потребления. То есть Рембрандт никогда не спит. И в этом контексте Эрмитаж должен сохранить свою некоторую замкнутость, которая делает его не похожим на другие музеи – тогда он останется уникальным мировым музеем, – сказал Кёниг.
Он также добавил, что в мире отношение к Эрмитажу «смазанное» – из-за стереотипного восприятия западных интеллектуалов, которые привыкли к картине Эйзенштейна «Штурм Зимнего дворца»: «Не многие понимают, сколько всего происходило в этом музее не только во времена железного занавеса, но и четверть века спустя», – сказал Кёниг.
Текст и фото Михаила Садчикова-младшего

Монтаж аттракционов над непроглядной тьмой. Каким получился роман Яхиной об Эйзенштейне
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 19 марта 2025 - Марк Эйдельштейн подписал контракт с агентством, среди клиентов которого — Анжелина Джоли и другие звезды Голливуда
- 17 марта 2025 - «Музей не место отдыха для отставников». Союз музеев России выпустил манифест
- 14 марта 2025 - По «Земле Санникова» снимут новый фильм, сериал, сиквел и приквел
- 14 марта 2025 - Под Петербургом снимают сериал с Лизой Боярской «Тоннель» про финскую мафию
- 13 марта 2025 - Умерла композитор София Губайдулина
Статьи
-
18 марта 2025, 18:02Как отвлечь ребенка от гаджетов и провести с ним свободное время вне дома, интересно и с пользой? С ответом на помощь приходят культурные площадки, которые в каникулы готовы подхватить и малышей, и подростков, погрузив их в свои миры. «Фонтанка» собрала для вас лучшие фестивали и события, на которых каждый найдет что-нибудь по душе.
-
17 марта 2025, 11:2916 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?