В Петербурге подвели промежуточные итоги «Манифесты 10»
Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», всколыхнувшая не только Петербург, но и всю Россию, прошла первую половину своего пути. Впереди осталось два месяца работы, которые, по словам организаторов, будут еще интереснее. Однако в конце октября выставка навсегда покинет Петербург.
На большой пресс-конференции, куратор выставки Каспер Кёниг и комиссар «Манифесты 10» Дмитрий Озерков рассказали, что на данный момент биеннале посетило 37 тысяч человек – но это только в Главном штабе.
- «Манифеста 10» проходит на двух площадках – в Эрмитаже и Главном штабе. При этом в Зимнем дворце представлена наша постоянная экспозиция с включением отдельных фрагментов «Манифесты». В Главном штабе наоборот, представлена основная часть «Манифесты» с включением отдельных фрагментов экспозиции Зимнего дворца, – говорит Дмитрий Озерков.
В целом с момента начала «Манифесты» Эрмитаж посетило больше полумиллиона человек, правда, не факт, что все они посетили биеннале, но мимо некоторых работ они пройти просто не могли (например, мимо объекта «Лада-«копейка» мексиканского художника Франсиса Алиса, который находится во дворе Зимнего дворца).
Хоть июль и август считают традиционно «мертвым» сезоном, «Манифесту» за это время посетило множество туристов, а с наступлением нового учебного года организаторы ожидают большой наплыв школьников и студентов.
- Это первое мощное событие такого уровня, которое происходит в Петербурге и уникальное событие для России. В Москве, конечно, имеется своя биеннале, но там это формат национальной ярмарки, которая ориентирована на продажу искусства, с одной стороны, и на представление новых тенденций – с другой. «Манифеста» не просто заполняет новую нишу, а еще и выводит на серьезный международный уровень город, который ее принимает – пояснил комиссар выставки Дмитрий Озерков.
- Правда, пока мы не можем дать однозначного ответа, как отразится выставка на городской жизни. Но, думаю, в течение десяти лет мы заметим, какое влияние она оказала на подростков и, возможно даже, на пожилых людей, – добавил куратор выставки Каспер Кёниг.
Дмитрий Озерков также отметил, что городские власти поддержали организаторов «Манифесты 10», выделив для ее проведения 3 миллиона евро – и, таким образом, показав, что современное искусство – феномен, который имеет право существовать на городском и государственном уровне.
А вот Каспер Кёниг посетовал на то, что карманные гиды, которые призваны были помочь посетителю ориентироваться на выставке, продаются очень плохо: «Мы выпустили 50 тысяч книжек, каждая из которых стоит 150 рублей. На сегодняшний момент реализовано лишь пять тысяч».
О том, что ждет нас во второй части выставки, куратор Кениг и комиссар Озерков особо не распространялись, упомянув лишь об одном проекте – 17-минутном фильме молдавского режиссера Павла Браиле.
– В основе сюжета лежит гоголевский «Ревизор» – три замминистра получают известие, что в Санкт-Петербург приезжает ревизор, в роли которого и выступит «Манифеста 10», – говорит Кёниг. – «Ревизор» выяснит, как относятся к современному искусству в городе – для этого мы поговорим и с бабушками, и с молодыми людьми. Завершится фильм нашей совместной с Пиотровским пресс-конференцией, на которой мы приходим к выводу, что «Манифеста» не столь важна как собственно выставка, сколько как культурное событие и договариваемся, что через 50 лет, в год празднования 300-летия Эрмитажа, подобная биеннале снова пройдет в Петербурге.
Кстати, Каспер Кёниг отметил, что в год празднования 250-летия дарит «Манифесту» Эрмитажу «как подарок на будущее». «Что можно еще подарить гранд-даме, у которой всё есть?» – спросил он.
На пресс-конференции были затронуты проблемы ведущих музеев мира, в том числе и Эрмитажа.
- Все самые известные мировые музеи работают по семь дней в неделю, они открыты по 12 часов в день, и сейчас они стали частью интенсивной системы потребления. То есть Рембрандт никогда не спит. И в этом контексте Эрмитаж должен сохранить свою некоторую замкнутость, которая делает его не похожим на другие музеи – тогда он останется уникальным мировым музеем, – сказал Кёниг.
Он также добавил, что в мире отношение к Эрмитажу «смазанное» – из-за стереотипного восприятия западных интеллектуалов, которые привыкли к картине Эйзенштейна «Штурм Зимнего дворца»: «Не многие понимают, сколько всего происходило в этом музее не только во времена железного занавеса, но и четверть века спустя», – сказал Кёниг.
Текст и фото Михаила Садчикова-младшего
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30