В Петербурге подвели промежуточные итоги «Манифесты 10»

29 августа 2014, 04:20
Версия для печати Версия для печати

Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», всколыхнувшая не только Петербург, но и всю Россию, прошла первую половину своего пути. Впереди осталось два месяца работы, которые, по словам организаторов, будут еще интереснее. Однако в конце октября выставка навсегда покинет Петербург.

На большой пресс-конференции, куратор выставки Каспер Кёниг и комиссар «Манифесты 10» Дмитрий Озерков рассказали, что на данный момент биеннале посетило 37 тысяч человек – но это только в Главном штабе.

- «Манифеста 10» проходит на двух площадках – в Эрмитаже и Главном штабе. При этом в Зимнем дворце представлена наша постоянная экспозиция с включением отдельных фрагментов «Манифесты». В Главном штабе наоборот, представлена основная часть «Манифесты» с включением отдельных фрагментов экспозиции Зимнего дворца, – говорит Дмитрий Озерков.

В целом с момента начала «Манифесты» Эрмитаж посетило больше полумиллиона человек, правда, не факт, что все они посетили биеннале, но мимо некоторых работ они пройти просто не могли (например, мимо объекта «Лада-«копейка» мексиканского художника Франсиса Алиса, который находится во дворе Зимнего дворца).

Хоть июль и август считают традиционно «мертвым» сезоном, «Манифесту» за это время посетило множество туристов, а с наступлением нового учебного года организаторы ожидают большой наплыв школьников и студентов.

- Это первое мощное событие такого уровня, которое происходит в Петербурге и уникальное событие для России. В Москве, конечно, имеется своя биеннале, но там это формат национальной ярмарки, которая ориентирована на продажу искусства, с одной стороны, и на представление новых тенденций – с другой. «Манифеста» не просто заполняет новую нишу, а еще и выводит на серьезный международный уровень город, который ее принимает – пояснил комиссар выставки Дмитрий Озерков.

- Правда, пока мы не можем дать однозначного ответа, как отразится выставка на городской жизни. Но, думаю, в течение десяти лет мы заметим, какое влияние она оказала на подростков и, возможно даже, на пожилых людей, – добавил куратор выставки Каспер Кёниг.

Дмитрий Озерков также отметил, что городские власти поддержали организаторов «Манифесты 10», выделив для ее проведения 3 миллиона евро – и, таким образом, показав, что современное искусство – феномен, который имеет право существовать на городском и государственном уровне.

А вот Каспер Кёниг посетовал на то, что карманные гиды, которые призваны были помочь посетителю ориентироваться на выставке, продаются очень плохо: «Мы выпустили 50 тысяч книжек, каждая из которых стоит 150 рублей. На сегодняшний момент реализовано лишь пять тысяч».

О том, что ждет нас во второй части выставки, куратор Кениг и комиссар Озерков особо не распространялись, упомянув лишь об одном проекте – 17-минутном фильме молдавского режиссера Павла Браиле.
– В основе сюжета лежит гоголевский «Ревизор» – три замминистра получают известие, что в Санкт-Петербург приезжает ревизор, в роли которого и выступит «Манифеста 10», – говорит Кёниг. – «Ревизор» выяснит, как относятся к современному искусству в городе – для этого мы поговорим и с бабушками, и с молодыми людьми. Завершится фильм нашей совместной с Пиотровским пресс-конференцией, на которой мы приходим к выводу, что «Манифеста» не столь важна как собственно выставка, сколько как культурное событие и договариваемся, что через 50 лет, в год празднования 300-летия Эрмитажа, подобная биеннале снова пройдет в Петербурге.

Кстати, Каспер Кёниг отметил, что в год празднования 250-летия дарит «Манифесту» Эрмитажу «как подарок на будущее». «Что можно еще подарить гранд-даме, у которой всё есть?» – спросил он.

На пресс-конференции были затронуты проблемы ведущих музеев мира, в том числе и Эрмитажа.

- Все самые известные мировые музеи работают по семь дней в неделю, они открыты по 12 часов в день, и сейчас они стали частью интенсивной системы потребления. То есть Рембрандт никогда не спит. И в этом контексте Эрмитаж должен сохранить свою некоторую замкнутость, которая делает его не похожим на другие музеи – тогда он останется уникальным мировым музеем, – сказал Кёниг.

Он также добавил, что в мире отношение к Эрмитажу «смазанное» – из-за стереотипного восприятия западных интеллектуалов, которые привыкли к картине Эйзенштейна «Штурм Зимнего дворца»: «Не многие понимают, сколько всего происходило в этом музее не только во времена железного занавеса, но и четверть века спустя», – сказал Кёниг.

Текст и фото Михаила Садчикова-младшего


 

 

 

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>