Двести рублей патриотизма: в Ратной палате открыли музей Первой мировой
4 августа в Петербурге, в музее-заповеднике «Царское Село», открывали музей «Россия в Великой войне». С помпой, торжественными речами и многозначительными аллюзиями. Сама экспозиция любопытна, но вряд ли заслуживает того пафоса, с которым было обставлено событие. По крайней мере, что-то очень похожее мы уже видели и на выставке «Романовы» в Ленэкспо, и в рамках проекта «Великая война», который проходил в музее городской скульптуры в марте. Корреспондент «Фонтанки» побывал в Ратной палате, где открылся новый музей, и пришел к выводу, что просимых за вход двухсот рублей экспозиция пока не стоит.
Конечно, неблагодарное занятие оценивать новый музей, когда он еще не закончен — пока для посещения открыты только две очереди из трех, расположенные на первом этаже Ратной палаты. В то же время хозяева созвали гостей, назвали свои усилия по созданию музея титаническими — а предъявленное публике ни о чем особо титаническом, на первый взгляд, не свидетельствует. Разве что подвесили под потолок копию французского истребителя «Ньюпор-17», осеняемую ликом Спасителя. Действительно, притягивает взор. В самом деле — композиционный центр, как написано в релизе. Непонятно только, почему французский самолет стал таковым в музее, названном «Россия в Великой войне».
фоторепортаж и видео смотрите здесь:
Помимо самолета есть в Ратной палате еще интересности. Экспозиция не ограничивается сувенирными тарелочками с изображениями венценосных особ, потерявших в итоге свои империи, да моделью браунинга, аналогичной той, из которого был убит эрцгерцог Фердинанд (вот бы тот самый!). Основной акцент сделан на военном обмундировании — российском и германском, парадном и походном, «обычном» офицерском и мундирах, принадлежавших венценосной семье Романовых, каждый член которой имел шефство над каким-нибудь полком. Много оружия, горнов, знаков отличия и всяких медицинских поильников-фонендоскопов. Увы, к сожалению, далеко не всегда возможно понять, что именно перед нами находится: этикетажем оснащены не все витрины — не успели сделать к сроку.
Как и положено современному музею, экспозиция в Ратной палате сопровождается интерактивными столами и панелями, готовыми поделиться с посетителями картами сражений и обширным пояснительным материалом. Словом, любители отечественной истории, смогут со всей наглядностью узнать, как все происходило.
Но выслушав речи сановных особ, приглашенных на церемонию торжественного открытия, можно было прийти к выводу, что основной целью создания музея Первой мировой было не ответить на вопрос «как?», но, скорее, многозначительно произнести «Вот видите...» Наиболее прямолинеен оказался министр культуры Владимир Мединский, заявивший без обиняков:
- Для нас очень важно, чтобы память о первой мировой войне вошла в публичный оборот. Так получилось, что именно сейчас, когда мы отмечаем столетие Первой мировой войны, уроки ее являются особенно актуальными. Ведь война не была предопределена. Фактически, ее начало стало следствием неумения договариваться, избыточных амбиций, гордости и зачастую превратно понимаемого союзнического долга.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Сергей Нарышкин был еще более конкретен:
- Нам, конечно, нынешним, важно не только восстанавливать память о тех событиях, но важно соотносить их мотивы, причины и ход событий с тем, что происходит сегодня. С тем, чтобы уметь спрогнозировать риски – риски безопасности для Европы и для всего мира. С тем, чтобы постараться предотвратить насилие и такие кровопролитные гражданские войны, как та, что сегодня разразилась на земле братской для нас Украины.
Врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обратился от внешнеполитических аспектов к внутренним задачам, поставленным перед новым музеем, а также определил критерии настоящего гражданина России:
- Я думаю, что музей этот ждет очень хорошая судьба... Он посвящен благородной цели — памяти наших воинов, сложивших головы свои за Отечество. И очень важно, что сегодня растет интерес к истории нашей страны, в первую очередь среди молодежи. Потому что только человек, который свято чтит память отцов и соблюдает традиции и обычаи своей страны — только тот, наверное, и может стать настоящим патриотом, настоящим гражданином своей страны. Уверен, что таких людей в данном музее будет очень много. Я хотел бы пожелать музею долгой, доброй, великой истории, чтобы сюда приходили только благодарные посетители и уходили отсюда с чувством глубокой уверенности в том, что наша страна — великая страна. И люди, которые ее создавали и сегодня строят — великие люди.
Как бы там ни было, экспозиция нового музея, хоть и может представить интерес для любителей истории, но вряд ли стоит в изобилии расточаемых реверансов и придыханий. Вполне возможно, что с открытием третьей очереди музей в Ратной палате сможет произвести впечатление чего-то цельного и станет-таки пантеоном военной славы. Но пока мы имеем дело с внешне впечатляющими, но разрозненными кусками экспозиции. Тем же кто соберется прямо к открытию стоит учесть, что семьям с детьми для посещения музея придется преодолеть по жаре большой отрезок дороги. Словом, двести рублей за билет — это пока слишком дорого для памяти о Первой мировой.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Письмо светлячка. В онлайн-прокате — «Филателия», кино-призер «Окна в Европу», дающее надежду
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
- 07 декабря 2025 - Эрмитаж пережил 60 эвакуаций посетителей за три года, из них 11 — в 2025 году
- 07 декабря 2025 - «Такого на моей памяти не было». Пиотровский рассказал, сколько сотрудников потерял Эрмитаж, но и порадовался молодежи
- 04 декабря 2025 - В «Фонде кино» представили фильм о тренере Путина Анатолии Рахлине — сценарий согласовали в администрации президента
- 03 декабря 2025 - «Большая книга» назвала победителей: победила юнгианская фантастика и воспоминания писательницы, шагнувшей в свой второй век
Статьи
-
06 декабря 2025, 15:49В черной комедии «Метод исключения» режиссер Пак Чхан-ук, кумир синефилов и автор культового триллера «Олдбой», осуществил свою давнюю мечту — экранизировать роман американского мастера палп-фикшен Дональда Уэстлейка «Топор» (1997). Актер Ли Бён-хон, известный по роли главного антагониста «Игры в кальмара», играет в «Методе» жестоко уволенного сотрудника бумажной компании, физически устраняющего конкурентов, чтобы вернуть себе рабочее место.
-
01 декабря 2025, 14:45
-
30 ноября 2025, 11:38