Дыка-Тоска: страсть со сниженным интеллектом

07 июля 2014, 17:24
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль «Звезды белых ночей» в Мариинском выложил зрителю пару своих козырей: 3 и 6 июля на Новой сцене давали «Тоску». Публика слетелась на десант импортных исполнителей: за дирижерским пультом стоял Карло Монтанаро, а на сцену вышли аргентинец Марсело Альварес и украинско-итальянская чета Оксана Дыка — Габриэле Вививани. Однако прекрасное пение Оксаны Дыки сопровождалось маловразумительной актерской игрой, превратившей страдающую героиню в прекраснодушную набитую дуру.

Постановка Пола Карана не нова — она идет с 2007 года. Стильные декорации полюбились посетителям Мариинского театра, а к переносу действия из 1800 года во времена муссолиниевской Италии — с сопутствующими костюмами и антуражем — за эти годы зрители уже привыкли. Звездные имена исполнителей побудили меломанов вновь обратить внимание на «Тоску» с фашистским гарниром, но эта опера не из числа тех, которые достаточно просто хорошо спеть. Ее нужно блистательно показать — только тогда этот шедевр Пуччини раскроется во всей красе. Иначе «Тоска» сыграет с участниками постановки злую шутку, что и произошло на сей раз.

Флория Тоска, без сомнения — один из самых безмозглых женских образов в мировой опере. Даже Манон Леско на ее фоне выглядит здравомыслящей и даже интеллектуальной особой. Прямолинейное либретто оперы главную героиню не красит. Истовая религиозность лишает ее трезвомыслия: сначала она легко ведется на развод Скарпиа, который с помощью подкинутого веера уверяет ее в неверности кавалера Каварадосси, а после так же охотно, без какого-либо критического осмысления, верит в мнимый расстрел своего любимого. Понятно, что справиться с этим стремительным домкратом узколобости может только отточенное актерское мастерство исполнительницы — на сцене должна стоять страдающая светлая душа, а не что-то альтернативно одаренное. Увы, Оксана Дыка подошла к трактовке образа лапидарно: страсти — море, но никаких оттенков и полутонов. Умерла – так умерла.

В результате божественный голос взошедшей на мировом небосклоне украинской оперной звезды овевает странное зрелище, которое подталкивает зрителя к дихотомии. Дура? Несомненно — зато как любит!

Свой вклад в прискорбные эволюции Флории Тоски на мариинской сцене внесло и происхождение певческого таланта Оксаны Дыки (ранее, до перевода фамилий — Оксаны Дикой). С рекламной фотографии на нас глядит экзотическая нездешняя красавица. Но когда Оксана появляется в обтягивающем платье с леопардовой расцветки аксессуаром через плечо, публика сразу видит — наша красуня, богатая! Родившаяся на Житомирщине певица сохранила все национальные особенности, которые и формируют такое уникальное явление, как украинское пение: душевность и бархатная напевность. Не столько страстно, сколько именно душевно прозвучала коронная ария Vissi d'arte: закрыв глаза, вполне можно было представить местом действия не зловещий кабинет насильника, а уютный тенек вишневого садочка или усыпанную мягким сеном чумацкую телегу, которая неторопливо едет навстречу малороссийскому обрию: очи тщетно стремятся найти границы синего неба, а песня сама льется в такт вращениям колес. Грудной, наваристый, как полтавский борщ, голос пробирает до пяток, а сочетание классической чорнобривости и приятных форм певицы прямо отсылает нас к образу народной артистки Москорепа Зирки Нечипоренко из повести Войновича «Москва 2042»: «Она никогда не менялась, всегда была того же возраста, той же комплекции и в том же самом черном бархатном платье... дама в черном поднялась на сцену, стала посередине и положила оголенные руки на свою большую и пышную грудь».

В довершение всех сценических неприятностей, Оксану Дыку подчистую перепел и переиграл блистательный аргентинский тенор Марсело Альварес — постановку можно было смело переименовать в «Каварадосси». Не успела отзвучать коронная ария E lucevan le stelle, как разразились несмолкающие несколько минут аплодисменты, завершившиеся даже криком «бис!». Итальянский баритон Габриэле Вивиани (Скарпиа) не всегда мог превозмочь неумолимый оркестр, но в целом оставался достойным партнером Дыки и Альвареса. Особую пикантность происходящему на сцене добавлял факт супружества Габриэле Вивиани и Оксаны Дыки, который, впрочем, никак не сказался на сцене убийства Тоской злодея: особой экспрессии зрители не заметили.

При всём при этом, нельзя не сказать добрых слов об оркестре Мариинского театра с дирижером Карло Монтанаро, которые местами чуть не выпрыгивали из оркестровой ямы. А в знаменитой сцене хорала в конце первого акта, на Te aeternum Patrem omnis terra veneratur! мурашки так и побежали по позвоночному столбу. Заслуженная овация (занавес на поклонах поднимали четыре раза) увенчала музыкальное великолепие этого вечера.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

«Микки 17»: клоны, корпорация и ледяная планета — как режиссер «Паразитов» попал в ловушку бесконечного перерождения

16 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?

Статьи

>