Дыка-Тоска: страсть со сниженным интеллектом
Фестиваль «Звезды белых ночей» в Мариинском выложил зрителю пару своих козырей: 3 и 6 июля на Новой сцене давали «Тоску». Публика слетелась на десант импортных исполнителей: за дирижерским пультом стоял Карло Монтанаро, а на сцену вышли аргентинец Марсело Альварес и украинско-итальянская чета Оксана Дыка — Габриэле Вививани. Однако прекрасное пение Оксаны Дыки сопровождалось маловразумительной актерской игрой, превратившей страдающую героиню в прекраснодушную набитую дуру.
Постановка Пола Карана не нова — она идет с 2007 года. Стильные декорации полюбились посетителям Мариинского театра, а к переносу действия из 1800 года во времена муссолиниевской Италии — с сопутствующими костюмами и антуражем — за эти годы зрители уже привыкли. Звездные имена исполнителей побудили меломанов вновь обратить внимание на «Тоску» с фашистским гарниром, но эта опера не из числа тех, которые достаточно просто хорошо спеть. Ее нужно блистательно показать — только тогда этот шедевр Пуччини раскроется во всей красе. Иначе «Тоска» сыграет с участниками постановки злую шутку, что и произошло на сей раз.
Флория Тоска, без сомнения — один из самых безмозглых женских образов в мировой опере. Даже Манон Леско на ее фоне выглядит здравомыслящей и даже интеллектуальной особой. Прямолинейное либретто оперы главную героиню не красит. Истовая религиозность лишает ее трезвомыслия: сначала она легко ведется на развод Скарпиа, который с помощью подкинутого веера уверяет ее в неверности кавалера Каварадосси, а после так же охотно, без какого-либо критического осмысления, верит в мнимый расстрел своего любимого. Понятно, что справиться с этим стремительным домкратом узколобости может только отточенное актерское мастерство исполнительницы — на сцене должна стоять страдающая светлая душа, а не что-то альтернативно одаренное. Увы, Оксана Дыка подошла к трактовке образа лапидарно: страсти — море, но никаких оттенков и полутонов. Умерла – так умерла.
В результате божественный голос взошедшей на мировом небосклоне украинской оперной звезды овевает странное зрелище, которое подталкивает зрителя к дихотомии. Дура? Несомненно — зато как любит!
Свой вклад в прискорбные эволюции Флории Тоски на мариинской сцене внесло и происхождение певческого таланта Оксаны Дыки (ранее, до перевода фамилий — Оксаны Дикой). С рекламной фотографии на нас глядит экзотическая нездешняя красавица. Но когда Оксана появляется в обтягивающем платье с леопардовой расцветки аксессуаром через плечо, публика сразу видит — наша красуня, богатая! Родившаяся на Житомирщине певица сохранила все национальные особенности, которые и формируют такое уникальное явление, как украинское пение: душевность и бархатная напевность. Не столько страстно, сколько именно душевно прозвучала коронная ария Vissi d'arte: закрыв глаза, вполне можно было представить местом действия не зловещий кабинет насильника, а уютный тенек вишневого садочка или усыпанную мягким сеном чумацкую телегу, которая неторопливо едет навстречу малороссийскому обрию: очи тщетно стремятся найти границы синего неба, а песня сама льется в такт вращениям колес. Грудной, наваристый, как полтавский борщ, голос пробирает до пяток, а сочетание классической чорнобривости и приятных форм певицы прямо отсылает нас к образу народной артистки Москорепа Зирки Нечипоренко из повести Войновича «Москва 2042»: «Она никогда не менялась, всегда была того же возраста, той же комплекции и в том же самом черном бархатном платье... дама в черном поднялась на сцену, стала посередине и положила оголенные руки на свою большую и пышную грудь».
В довершение всех сценических неприятностей, Оксану Дыку подчистую перепел и переиграл блистательный аргентинский тенор Марсело Альварес — постановку можно было смело переименовать в «Каварадосси». Не успела отзвучать коронная ария E lucevan le stelle, как разразились несмолкающие несколько минут аплодисменты, завершившиеся даже криком «бис!». Итальянский баритон Габриэле Вивиани (Скарпиа) не всегда мог превозмочь неумолимый оркестр, но в целом оставался достойным партнером Дыки и Альвареса. Особую пикантность происходящему на сцене добавлял факт супружества Габриэле Вивиани и Оксаны Дыки, который, впрочем, никак не сказался на сцене убийства Тоской злодея: особой экспрессии зрители не заметили.
При всём при этом, нельзя не сказать добрых слов об оркестре Мариинского театра с дирижером Карло Монтанаро, которые местами чуть не выпрыгивали из оркестровой ямы. А в знаменитой сцене хорала в конце первого акта, на Te aeternum Patrem omnis terra veneratur! мурашки так и побежали по позвоночному столбу. Заслуженная овация (занавес на поклонах поднимали четыре раза) увенчала музыкальное великолепие этого вечера.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Объять необъятное: проект к 10-летию Музея искусства Санкт-Петербурга собрал всё и ни о чём
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 ноября 2025 - Входной билет в Эрмитаж с декабря подорожает до уровня Русского музея и Третьяковки. Но будет вариант сэкономить
- 17 ноября 2025 - Том Круз получил свой первый «Оскар»
- 13 ноября 2025 - В Александринском театре — светская премьера фильма «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина
- 13 ноября 2025 - Мультсериалы «Даша-путешественница» и «Истории Черепашек-ниндзя» закроют
- 13 ноября 2025 - На ярмарке Nonfiction представят новый роман Проханова «Милый танк»
Статьи
-
14 ноября 2025, 14:40В Александринском театре прошла премьера фантастической мелодрамы Егора Кончаловского «Авиатор» по одноименному роману Евгения Водолазкина. В книге Александринка — одна из первых локаций, которые вспоминаются герою-попаданцу, заброшенному в результате научного эксперимента из начала прошлого века в наши дни, но вообще-то прямых связей с первоисточником в фильме не так уж много.
-
10 ноября 2025, 16:08В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась небольшая, но уютная выставка «спасённого и сохранённого» — архитектурных деталей из одноимённого музейного фонда. Большинство предметов попали в музей из-за комплексного капремонта зданий исторического центра, который шел в 1960-е/80-е годы, и в ходе которого старорежимную красоту безжалостно зачищали. Иногда жильцы забирали фрагменты декора с собой в момент выселения, чтобы потом предложить музею выкупить артефакты. Музейщики ленинградцев не осуждают.
-
05 ноября 2025, 15:50
-
02 ноября 2025, 18:46