Правила ДД

06 июля 2014, 11:01
Версия для печати Версия для печати

Петербург отметил очередной ДД, День Достоевского. Ну и что, что Федор Михайлович и родился и почил не совсем в июле: по новому стилю – в ноябре и феврале соответственно. Зато именно в эти дни он начал писать "Преступление и наказание", которое знает любой школьник. Ну или – знал. До последнего времени.

За годы, что в Петербурге справляют «ДД», Федор Михайлович расквитался за «архискверного писателя» (слова В.И. Ленина). И за длительное невнимание советских литературоведов (вследствие вышеуказанного обстоятельства). И за капризы властей относительно названия станции метро (открытая в 1991 году «Достоевская» в проекте фигурировала под вялым названием «Владимирская-2). И за нежелание чиновников отдать последнюю квартиру писателя на Кузнечном, 5/2 под музей. И за многие другие пакости и препоны, которые чинили те и эти – да, Федор Михайлович расквитался. Теперь почти за сутки до ДД Кузнечный переулок перекрывают для авто, а непосредственно в День переулок становится не только непроезжим – непроходимым, поскольку – столпотворение.

Если вдруг возьмется откуда-то человек, который не читал ничего из Федора Михайловича (по слухам, нынешнее школьное образование дает прекрасную возможность избежать подробного знакомства с лит.произведениями), то, побывав на Дне Достоевского, сколотит себе впечатление о Федоре Михайловиче как о душке и балагуре. Если оный человек к тому же помнит мантру «Пушкин – наше всё», то в ДД он понимает, что Достоевский «гораздо всее».

Устроители ДД – всегдашняя команда под управлением автора, Веры Бирон, а также актера и режиссера Александра Баргмана (главреж Театра им. В.Ф. Комиссаржевской и официальный русский голос Джонни Деппа). Им в этом году сказочно подфартило. В 2014-м стряслись и стрясутся юбилеи, круглые и полукруглые даты у целого коллектива великих представителей мировой литературы. Ваш корреспондент это понял белою ночью накануне ДД, наблюдая двух рабочих на стремянках, внедряющих в окно второго этажа дома-музея Достоевского – фигуру Ивана Андреевич Крылова. 2D-модель баснописца была в ночном колпаке. Фигурировавший в соседнем окне А.С. Пушкин был одет тоже неформально; М.Ю. Лермонтов был в футболке, Вильям Шекспир – тоже, но еще и с черепом и костями на ней…

То, что «добра не жди», предупреждали заранее. В частности, добрые люди из музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме устроили «достоевщину» аж накануне ДД, с девяти вечера до полуночи. Акцию так и назвали «День ДО». «Ахматовцы» вместе с актерами Большого театра кукол, собственно, как раз и хотели предотвратить зло и предлагали зрителям переиначить невеселые концовки произведений Федора Михайловича. А вот если бы Мышкин не встретился в поезде с Рогожиным; а вот если бы Настасье Филипповне дали 100 тыщ не купюрами, а монетами... Возможные сценарии разыгрывали вместе со зрителями. Практически во всех альтернативных «Преступлениях и наказаниях» Раскольников все равно укокошивал Алену Ивановну. Даже если по замыслу публики сначала женился на процентщице.

Кроме этакого переосмысления классики, народ во дворе Фонтанного дома мастерил из газет карнавальные костюмы, учился кадрили и рисовал плакаты ( «Жизнь нашим старухам!»; «32 – еще не старуха!» и почему-то «Барашкина стерва»), а также внимал цыганам, – великолепному ансамблю «Лойко». И готовился «к завтра».

… Федор Михайлович обладал несчастливой внешностью – в смысле, «ничего особенного». Это вам не Марк Твен (его и то путают с Эйнштейном) и не Лев Толстой (его и то путают с Карлом Марксом). Да, у Достоевского есть брендовый признак, борода, и даже на одной из многочисленных площадок фестиваля давали примерить бороды ФМ. Но признаемся себе честно: мы опознаем Федора Михайловича,  только потому что у нас в сонме величайших (вы не замечали?) есть лимит: чтоб с бакенбардами и кучерявый – только один; а если есть второй, не хуже – то пусть будет прямоволосый и чтобы вообще без бакенбард, а с усами и огромными печальными глазами; с бородой – ладно, можно нескольких, но чтобы только у одного была еще и львиная грива.

Это к тому, что ваш корреспондент уже не первый год не может опознать человека, торжественно открывающего День Достоевского с балкона знаменитого дома-музея писателя на Кузнечном. Между нами, ваш корреспондент каждый раз догадывается, что это «Ф.М.» только методом исключения: не могли же в важный день пустить на этот балкон кого ни попадя.

Шарада «угадай кто» продолжалась в течение всего торжественного Дня, ибо по сценарию поздравить Федора Михайловича и выпить с ним вина и чаю пришли другие великие юбиляры этого года. Даром что классики – нос они не задирали и ничего эдакого из себя не корчили. Лермонтов (200 лет) явился подшофе и постоянно совал себе дуло пистолета в рот под песню «Выхожу один я на дорогу». Гоголь (205) пришел под сопровождение «Нiч яка мiсячна, зоряна, яная» из х\ф «В бой идут одни старики»; Жорж Санд (210) под «Girl, You’ll be a woman» из «Криминального чтива» – с сигаретой и другом, оказавшемся Альфредом де Мюссе (чего он там делал, непонятно, у него никакого юбилея). Иван Андреевич Крылов (245) порхал под музыкальную заставку к телепередаче «В мире животных», а позже спел «Город золотой», и на сцену высыпали персонажи, нехватка которых ощущалась в тексте БГ: зайцы (много), козел и мартышки.

То есть все, как положено, стремились преподнести хозяину подарки. Пушкин под африканский (голос крови) барабан читал монолог из «Скупого рыцаря». Шиллер (255 лет) от души бабахнул стихотворение на немецком (неподалеку от меня стоящий мужчина, икнув, автоматически пробурчал «Гитлер капут»). Гоголь подкинул для танца «достоевской» Алене Ивановне своих скупердяев Плюшкина и Коробочку. 450-летний Вильям наш Шекспир (а внешне – чисто Мольер) разыграл знаменитую «Мышеловку», пользуясь персонажами «Преступления и наказания».

Надо сказать, за годы отмечания ДД лица актеров стали нам родными. Уже опознаешь в гриме: з.а. России Сергей Лосев; з.а. России Сергей Бызгу, и замечательные Ирина Полянская, Геннадий Алимпиев, Анна Вартаньян, Илья Дель, Александр Лушин , – с четверть сотни. Герои произведений Ф.М. Достоевского еще узнаваемей: них на груди или на животе – «Н.Ф.», «Соня», «Аглая», «Мышкин», «Рогожин»…

Этот намеренный балаган, разумеется, был бы не всем по нраву. Что за беда! В День Достоевского там и сям в городе можно было увидеть и другое – «Сон смешного человека» в исполнении Леонида Мозгового в Таврическом саду; у кинотеатра «Спартак» – моноспектакль Натальи Кудрявцевой по главам из «Братьев Карамазовых»; монологи персонажей Достоевского у Никольского собора от артистов детско-юношеской филармонии; выставку Александра Шишкина-Хокусая, театрального художника, лауреата «Золотой маски» и «Золотого софита» (работает до 24 июля в Библиотеке книжной графики на 7-ой Красноармейской, 30). Лекциями отметился Музей истории религии и музей «Разночинный Петербург», библиотека имени Маяковского в числе прочего показала «Белые ночи» Висконти на итальянском и «Бесов» Вайды на французском.

Так что Достоевского было много и разного, на любой вкус.

И после «Бесов» Владимира Ивановича Хотиненко – вообще грех привередничать.

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

 

 

 

 

 

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>